Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июня 2010 г. N Ф03-3897/2010
по делу N А24-2727/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ООО "Дельта VII" - Косолапова Т.В., представитель по доверенности от 09.03.2010 б/н; от ответчика: ООО "СпецСервис" - Тайченачев П.А., представитель по доверенности от 17.05.2010 б/н рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта VII" на решение от 22.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А24-2727/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Дельта VII" к обществу с ограниченной ответственностью "СпецСервис" о взыскании 15145369 руб. 50 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-VII" (далее - ООО "Дельта-VII") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СпецСервис" (далее - ООО "СпецСервис") о взыскании задолженности по договору морской перевозки от 18.02.2009 N 03/09 в размере 15145369 руб. 50 коп. с обращением взыскания на удерживаемое имущество (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заключенный между сторонами договор морской перевозки без условия о предоставлении всего судна или его части не содержит условий об обязанности ответчика оплачивать фрахт с момента подачи судна в порт под загрузку.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Дельта-VII" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильную квалификацию судами заключенного договора, полагая, что спорный договор заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна (чартер), в соответствии с которым ответчик должен оплачивать фрахт за весь период использования судна, независимо от периода непосредственного перемещения груза из порта отправления в порт назначения. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, вывод суда о неподтверждении вручения нотиса ответчику не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку вся корреспонденция передавалась истцом по адресу, указанному ООО "СпецСервис", как адрес нахождения его представителей.
В отзыве на жалобу ответчик отклонил изложенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца и ответчика привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей сторон, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.02.2009 между ООО "Дельта -VII" (перевозчик) и ООО "СпецСервис" (отправитель) заключен договор морской перевозки N 03/09, по условиям которого перевозчик обязался оказать отправителю, согласно его заявке, услуги по доставке груза на т/х "Чара" до берега п. Кировский Западного Побережья Камчатского края в количестве, согласно коносаменту, и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а отправитель обязался принять груз и оплатить услуги по перевозке груза (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора перевозка груза осуществляется на основании предварительной заявки отправителя, в которой оговаривается наименование и количество груза, сроки и условия перевозки груза, место погрузки, а также место выгрузки груза. Перевозчик не вправе изменять дату подачи судна под загрузку, при этом точное место и дата перегруза согласовываются сторонами (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 1.3 договора моментом принятия груза перевозчиком и началом загрузки считается момент подачи груза на борт судна (установка и закрепление груза на судне).
В силу пункта 2.1.2 перевозчик обязан снабжать судно судовыми запасами и расходными материалами на весь срок действия договора.
Пунктами 2.2.1 и 2.2.2 договора предусмотрено, что отправитель оплачивает стоимость перевозки груза на судне и доставку его до берега, в размере и порядке, предусмотренном настоящим договором, обеспечивает выгрузку груза и приемку его на берегу с судна в месте доставки.
Отправитель производит оплату за морскую перевозку груза по фактической загрузке судна из расчета в три этапа: 1 этап - по факту подачи судна под загрузку - в Петропавловск-Камчатский (5000000 руб.), 2 этап - постановка на выгрузку рейд П/К Кировский (до 50% по договору), 3 этап - по окончании выгрузки до 100% (пункт 3.3 договора с учетом дополнительного соглашения N 1 от 17.03.2009). Погрузка груза в порту Петропавловск-Камчатский на судно оплачивается дополнительно к ставке фрахта согласно тарифам на ПРР, указанным в приложении N 1 к договору (пункт 3.5 договора).
18.02.2009 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору морской перевозки, которым предусмотрено ориентировочное количество груза - 2200 тонн, цена морской перевозки груза: фрахтовая ставка - 15000 $ США в сутки, топливо 250 тонн - 5000000 руб., выгрузка груза (судно-плашкоут) - 2000 руб. за 1 тн., доставка груза до берега - 4000 руб. за 1 тн., раскрепление груза на судне - 450 руб. за 1 тн. Ориентировочная сумма договора составляет - 35000000 руб., в том числе НДС (18%). Срок поставки судна под загрузку - по согласованию сторон.
Во исполнение условий договора ООО "СпецСервис" платежными поручениями от 09.04.2009 N 129, от 08.05.2009 N 173 и N 174, от 20.05.2009 N 205, от 10.06.2009 N 231, от 20.07.2009 N 299 оплатило 43910257 руб.
Полагая, что ответчиком не полностью исполнены обязательства по оплате фрахта судна в период с 16.03.2009 по 05.06.2009 в размере 38754000 руб., и в период с 05.06.2009 по 10.06.2009 в размере 2325000 руб., стоимости фактически израсходованных ГСМ в размере 9539000 руб., стоимости выгрузки груза из расчета 2000 руб. за 1 тн. в размере 2 648 000 руб., стоимости доставки груза из расчета 4000 руб. за 1 тн. в размере 5296000 руб., услуг по дополнительной перевозке (доставке) из с.Соболево до 35 базы 85 тонн груза в сумме 340000 руб. и 30 тонн груза в сумме 202000 руб., а также портовых сборов в размере 423757 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.
Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из предмета и оснований заявленных требований, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что между сторонами заключен договор морской перевозки без условия о предоставлении всего судна или его части.
Как установлено судами, договор морской перевозки от 18.02.2009 N 03/09 не содержит всех необходимых условий договора чартера, предусмотренных статьей 120 Кодекса торгового мореплавания, а именно условия о предоставлении для морской перевозки всего судна "Чара", либо его части. Кроме того, наименование сторон в спорном договоре также свидетельствует о заключении договора морской перевозки без предоставления судна или его части.
Вместе с тем договор N 03/06 не содержит условия об обязанности ответчика оплачивать фрахт судна с момента его подачи в порт под загрузку, напротив пунктом 3.3 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.03.2009 сторонами установлен порядок внесения платежей по договору перевозки.
По условиям договора перевозка груза осуществляется на основании предварительной заявки отправителя, в которой оговаривается наименование и количество груза, сроки и условия перевозки груза, место погрузки, а также место выгрузки груза. При этом перевозчик обязан уведомить отправителя о готовности судов к погрузке, подать их под погрузку, точное место и дата которой согласовываются сторонами.
Между тем, как установлено судами и не оспаривается сторонами, указанная заявка отправителем перевозчику не направлялась. Факт вручения нотисов ответчику материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах, не установив факт передачи судна ответчику в чартер, суды обоснованно сочли, что обязательства по перевозке груза возникли с момента составления коносамента, а, следовательно, действиями ООО "Дельта-VII" по подаче судна в порт 17.03.2009 не были созданы какие-либо обязанности для ООО "СпецСервис".
Учитывая, что услуги, оказанные перевозчиком в рамках заключенного договора, оплачены ООО "СпецСервис" в полном объеме, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Возражения заявителя жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права не нашли своего подтверждения.
Довод кассационной жалобы о том, что вся корреспонденция, в том числе нотис, вручалась представителю ответчика по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленина, 100, не может быть принят во внимание, поскольку судами установлено, что ООО "СпецСервис" по данному адресу никогда не располагалось.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судами и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, арбитражными судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 22.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А24-2727/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.
...
Как установлено судами, договор морской перевозки от 18.02.2009 N 03/09 не содержит всех необходимых условий договора чартера, предусмотренных статьей 120 Кодекса торгового мореплавания, а именно условия о предоставлении для морской перевозки всего судна "Чара", либо его части. Кроме того, наименование сторон в спорном договоре также свидетельствует о заключении договора морской перевозки без предоставления судна или его части."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2010 г. N Ф03-3897/2010 по делу N А24-2727/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании