Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июня 2010 г. N Ф03-2699/2010
по делу N А51-7121/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А51-7121/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску государственного учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" к администрации Приморского края, третье лицо: государственное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о взыскании 43830 руб. 82 коп. убытков.
Резолютивная часть постановления от 01 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2010 г.
Государственное учреждение "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края о взыскании убытков на сумму 43830 руб. 82 коп., израсходованной учреждением на исполнение решений суда общей юрисдикции о взыскании в пользу сотрудников учреждения денежной компенсации за форменное обмундирование и оплату проезда к месту проведения отпуска за 2008 год.
Иск обоснован тем, что Постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 N 817 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" бюджету Приморского края предоставлялись трансферты на выплату социальных гарантий сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы. Однако в бюджет Приморского края на 2008 год не были включены средства на выплату таких социальных гарантий как оплата проезда сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей к месту проведения отпуска и денежная компенсация за неиспользованное вещевое имущество. Поскольку решениями судов общей юрисдикции с учреждения в пользу его сотрудников взысканы такие выплаты за 2008 год на сумму 43830 руб. 82 коп., то ответчик, обязанный в силу закона нести такие расходы, должен возместить учреждению спорную сумму.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в силу статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение Федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. Поскольку Постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 N 817, определившим перечень выплат и компенсаций сотрудникам и работникам территориальных подразделений противопожарной службы на 2008 год, не были предусмотрены такие социальные выплаты как оплата проезда к месту проведения отпуска и денежная компенсация взамен выдачи вещевого довольствия, и в бюджете Приморского края на 2008 год такие выплаты также не были предусмотрены, то правовые основания для взыскания с ответчика спорной суммы отсутствуют.
В кассационной жалобе Государственное учреждение " 2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" просит постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд необоснованно отклонил доводы апелляционной жалобы учреждения, которые, по мнению учреждения, являлись достаточным основанием для отмены решения суда первой инстанции. Так, судом первой инстанции применены утратившие силу Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в РФ"; не выяснены причины, по которым в бюджет Приморского края на 2008 год не включены суммы для финансирования спорных выплат; не удовлетворено ходатайство истца о допросе в качестве свидетеля главного бухгалтера учреждения Ершовой Е.В. Кроме того, апелляционный суд необоснованно отклонил доводы истца о неполном выяснении всех обстоятельств дела, которые являются существенными и способными повлиять на правильное разрешение спора.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители истца, ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Ходатайство учреждения от 24.05.2010 об отложении судебного заседания по причине позднего получения определения о назначении судебного разбирательства судом кассационной инстанции отклонено как необоснованное, поскольку согласно уведомлению органа почтовой связи копия определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2010 о назначении судебного заседания на 25.05.2010 получена учреждением 04.05.2010, то есть заблаговременно.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 25.05.2010 до 17 час. 30 мин. 01.06.2010. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа. В связи с этим истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания до объявления перерыва, считается извещенным о времени продолжения судебного заседания после перерыва, и его ходатайство от 31.05.2010 об отложении судебного заседания на 10.06.2010 в связи с неуведомлением о перерыве отклоняется ввиду необоснованности (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность постановления апелляционного суда от 18.01.2010, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены указанного судебного акта отсутствуют.
Апелляционный суд установил, что решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 20.01.2009 и от 02.02.2009 с государственного учреждения "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" в пользу сотрудников учреждения взыскано 43830 руб. 82 коп., составляющих сумму денежной компенсации за форменное обмундирование (23442 руб. 82 коп.) и оплаты проезда к месту проведения отпуска (20328 руб.) за 2008 год.
Считая указанную сумму своими убытками, возникшими вследствие недофинансирования учреждения из краевого бюджета, истец требует взыскания спорной суммы с администрации Приморского края.
Отказывая в удовлетворении иска и оставляя при этом в силе решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из следующего.
В силу ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, Постановлению Правительства РФ от 30.09.2002 N 716 "Об утверждении Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества", Приказу МЧС РФ от 06.10.2008 N 600 "Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" (действие порядка, утвержденного данным Приказом, распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2007), сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска (лечения) и обратно и денежная компенсация за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсации ее личному составу в соответствии с указанным Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 N 817 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" определен перечень выплат и компенсаций сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.
В данный перечень не включены оплата проезда сотрудников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно и денежная компенсация взамен выдачи вещевого довольствия.
Апелляционный суд установил, что в Законе Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" расходы на указанные выплаты также не были предусмотрены.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот, компенсаций, выплат должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам.
Поскольку апелляционный суд установил, что Приморский край как субъект Российской Федерации не был обеспечен финансовыми средствами для возмещения понесенных истцом расходов, связанных с выплатой социальных гарантий работникам противопожарной службы в спорный период (2008 год), и по этой причине не финансировал обязательства Российской Федерации по спорным выплатам, то постановление апелляционного суда об оставлении в силе решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска соответствует установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы учреждения о неправильном применении судом первой инстанции утративших силу Федеральных законов от 24.06.1999 N 119-ФЗ и от 06.10.2003 N 131 рассмотрены апелляционным судом и признаны обоснованными. Вместе с тем апелляционный суд правильно указал, что применение судом первой инстанции названных законов не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, поэтому не может служить основанием для отмены решения от 03.11.2009.
Также правомерно не признан апелляционным судом в качестве основания для отмены решения от 03.11.2009 отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства истца о допросе в качестве свидетеля главного бухгалтера учреждения Ершовой Е.В., поскольку материалы дела содержат необходимые и достаточные письменные доказательства для рассмотрения спора.
Довод учреждения о том, что при рассмотрении иска арбитражным судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности не исследованы причины, по которым в бюджет Приморского края на 2008 год не включены расходы на финансирование спорных выплат, апелляционным судом также рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку указанные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения спора.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции от 03.11.2009.
Каких-либо доводов о нарушении апелляционным судом норм материального права кассационная жалоба не содержит, а из материалов дела такое нарушение апелляционного суда не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, апелляционным судом не допущено.
По существу доводы кассационной жалобы учреждения направлены на переоценку доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного постановление от 18.01.2010 не подлежит отмене, а кассационная жалоба учреждения - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу А51-7121/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 N 817 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" определен перечень выплат и компенсаций сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.
...
Апелляционный суд установил, что в Законе Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" расходы на указанные выплаты также не были предусмотрены.
...
Доводы учреждения о неправильном применении судом первой инстанции утративших силу Федеральных законов от 24.06.1999 N 119-ФЗ и от 06.10.2003 N 131 рассмотрены апелляционным судом и признаны обоснованными. Вместе с тем апелляционный суд правильно указал, что применение судом первой инстанции названных законов не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, поэтому не может служить основанием для отмены решения от 03.11.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2010 г. N Ф03-2699/2010 по делу N А51-7121/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании