Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 июня 2010 г. N Ф03-3482/2010
по делу N А24-3379/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки": Ходосова О.П., представитель по доверенности от 18.05.2010 б/н, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю - Распопова Л.В., представитель по доверенности от 11.02.2010 N 02-2 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю на решение от 25.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А24-3379/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю о признании недействительными решений.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2010 г.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.05.2010 до 10 часов 05 минут.
Общество с ограниченной ответственностью Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" (далее - заявитель, ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.06.2009 N N 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1853, 07-34/1854, 07-34/1855.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2009, с учетом определения от 24.12.2009 об исправлении опечатки, требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю от 01.06.2009 N 07-34/1850 в части доначисления земельного налога в сумме 174285 руб., N 07-34/1851 в части доначисления земельного налога в сумме 174285 руб. и исчисленных пеней в сумме 37560 руб., N 07-34/1852 в части доначисления земельного налога в сумме 174289 руб., исчисленных пеней в сумме 323323,62 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафов в размере 34857 руб. и 108928,50 руб. соответственно, N 07-34/1853 в части доначисления земельного налога в сумме 174285 руб. и исчисленных пеней в сумме 26977 руб., N 07-34/1854 в части доначисления земельного налога в сумме 174285 руб. и пеней в сумме 21239 руб., N 07-34/1115 в части доначисления земельного налога в сумме 74285 руб., N 07-34/1855 в части доначисления земельного налога в сумме 174285 руб. и исчисленных пеней 15359 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В части удовлетворения заявленных требований судебный акт мотивирован отсутствием у общества объекта налогообложения земельным налогом.
В ходе рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции определением от 01.02.2010 по ходатайству налогового органа в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика - Межрайонная ИФНС России N 2 по Камчатскому краю в связи с реорганизаций путем слияния на Межрайонную ИФНС России N 3 по Камчатскому краю.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 решение суда первой инстанции изменено. В удовлетворения требований ООО Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю от 01.06.2009 N 07-34/1852 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 21785 руб. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Изменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 21785 руб., суд апелляционной инстанции сделал вывод о наличии у общества объекта обложения земельным налогом. Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал, что основания для применения налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога отсутствуют, поскольку на спорных земельных участках расположены коттеджи, используемые обществом для проживания отдыхающих и персонала, основную площадь составляет жилая площадь.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе налогового органа, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение от 25.11.2009, постановление от 17.02.2010 в части признания незаконным доначисление земельного налога отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению инспекции, для исчисления земельного налога подлежит применению ставка 1,5%, поскольку земельные участки, находящиеся в пользовании общества обладают природными лечебными ресурсами, общество осуществляет лечебно-профилактическую деятельность, коттеджи, расположенные на территории лечебного профилактория ООО "Жемчужина Камчатки" используются для оказания лечебно-профилактической помощи и не отвечают признакам жилого фонда.
ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" в отзыве, с учетом дополнения, и его представитель в судебном заседании, против доводов кассационной жалобы возражают и просят оставить судебные акты в обжалуемой части без изменения как законные и обоснованные.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела подтверждается, что 03.12.2008 ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" направило по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал 2008 года, полугодие 2008 года и налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год.
В ходе камеральных налоговых проверок представленных обществом налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по земельному налогу, инспекцией установлены неполная уплата налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу и налога в связи с неправильным применением налоговой ставки налога 0,3% вместо 1,5% за указанные периоды, а также несвоевременное представление авансовых расчетов за полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал, полугодие 2008 года, налоговой декларации за 2007 год.
По результатам камеральных налоговых проверок инспекцией составлены акты проверок от 23.03.2009 NN 07-35/1072, 07-35/1078, 07-35/1080, 07-35/1079, 07-35/1081, 07-35/1082 и 01.06.2009 вынесены следующие решения:
N 07-34/1115, в соответствии с которым обществу предложено уплатить земельный налог за 1 квартал 2007 года в сумме 174285 руб.
N 07-34/1850, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. и предложено уплатить земельный налог за 2 квартал 2007 года в сумме 174285 руб.,
N 07-34/1851, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог 9 месяцев 2007 года в сумме 174285 руб. и пени в сумме 37560 руб.,
N 07-34/1852, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 108928 руб., пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 34857 руб., предложено уплатить земельный налог за 2007 год в сумме 174289 руб. и пени в сумме 32323 руб.,
N 07-34/1853, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог за 1 квартал 2008 года в сумме 174285 руб. и пени в сумме 26977 руб.,
N 07-34/1854, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог за 2 квартал 2008 года в сумме 174285 руб. и пени в сумме 21239 руб. 38 коп.
Указанные решения инспекции общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 07.08.2009 N 09-17/07077 решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю NN 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1852, 07-34/1853, 07-34/1854 от 01.06.2009 оставлены без изменения.
Не согласившись с вынесенными Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю решениями NN 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1852, 07-34/1853, 07-34/1854 от 01.06.2009, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в спорные периоды, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в кадастровом плане земельные участки кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 площадью 23,308 га (233083 кв.м.) и кадастровый номер 41:05:01 103:0009 площадью 35,2912 га (352910 кв.м.) продолжают оставаться "землями поселений", в связи с чем суд апелляционной инстанции правильно указал, что для целей налогообложения земельным налогом спорные земельные участки продолжают числиться в земельном кадастре как земли поселений в составе Паратунского сельского поселения, что подтверждается также и имеющимся в материалах дела письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Камчатскому краю от 13.02.2009 N 04/237 земельный участок с кадастровым номером 41:05:01 103:0009 отнесен к категории "земель поселений", кадастровая стоимость составляет 34987497,4 руб. Земельный участок с кадастровым номером 41:05:01 01 102:0012 отнесен к категории "земель поселений", кадастровая стоимость составляет 23107848,62 руб.
Решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 07.11.2006 N 43 утверждено Положение о ставках земельного налога на территории Паратунского сельского поселения, вступившее в силу с 1 января 2007 года и действовавшего в период 2007-2008 г.г.
Статьей 3 Положения о ставках земельного налога на территории Паратунского сельского поселения установлены следующие налоговые ставки: 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного пользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
При таких обстоятельствах для применения ставки земельного налога в размере 0,3% необходимо установление факта использования земельного участка для размещения объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или факта предоставления земельного участка для жилищного строительства.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела заключение N 27 от 08.02.2010 по индивидуализации и описанию объектов недвижимого имущества на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 103:0009, согласно которому на указанном земельном участке находятся следующие объекты недвижимости: здание административного корпуса, здания спального корпуса, столовой, котельной, насосной, трансформаторной подстанции, и заключения N 25 от 02.02.2010 и N 26 от 08.02.2010 по индивидуализации и описанию объектов недвижимого имущества, согласно которому на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 расположены: коттеджи, основную площадь которых составляет жилая площадь; здания котельной, гаража, трансформаторной подстанции, насосной, очистных сооружений, принятые апелляционным судов в качестве дополнительных доказательств в соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что коттеджи, используются обществом для проживания отдыхающих и персонала, иные объекты недвижимости используются для обеспечения эксплуатации жилищного фонда.
С учетом установленных обстоятельств и положений норм законодательства, регулирующих спорные отношения, суд кассационной инстанции находит правомерными выводы арбитражного суда апелляционной инстанции об отсутствии у налогового органа оснований для применения ставки 1,5% в отношении спорных земельных участков, и перерасчета в этой связи сумм земельного налога.
Довод налогового органа о том, что в рассматриваемом случае налоговая ставка по земельному налогу зависит от целевого назначения земельного участка и категории земель, подлежит отклонению, поскольку указанные условия применения налогоплательщиком в спорный период ставки налога в размере 0,3% ни НК РФ, ни вышеназванным решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения не предусмотрены.
Кроме того обоснован вывод суда апелляционной инстанции о правомерности привлечения ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 21785 руб., исчисленного с 43570 руб. - суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2007 год по налоговой ставке 0,3%, поскольку материалами дела подтверждается, что общество представило расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2007 года, за 9 месяцев 2007 года за 1 квартал 2008 года, за полугодие 2008 года, налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 398 НК РФ.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции исследовал и оценил в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А24-3379/2009 Арбитражного суда Камчатского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
По мнению налогового органа, налогоплательщик (осуществляющий лечебно-профилактическую деятельность) необоснованно применил ставку земельного налога 0,3 %, поскольку коттеджи, расположенные на территории лечебного профилактория, используются для оказания лечебно-профилактической помощи и не отвечают признакам жилого фонда. Должна быть применена ставка 1,5 %, предусмотренная для прочих земельных участков.
Налогоплательщик считает, что ставка по земельному налогу, предусмотренная для участков, занятых жилищным фондом, применена правильно.
По мнению суда, позиция налогового органа не соответствует нормам законодательства.
Суд установил, что на принадлежащих налогоплательщику земельных участках находятся следующие объекты недвижимости: здание административного корпуса, здания спального корпуса, столовой, котельной, насосной, трансформаторной подстанции, очистных сооружений, а также коттеджи, основную площадь которых составляет жилая площадь. Коттеджи используются для проживания отдыхающих и персонала, иные объекты недвижимости используются для обеспечения эксплуатации жилищного фонда.
В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для применения ставки 1,5 % в отношении спорных земельных участков, и перерасчета в этой связи сумм земельного налога.
Довод налогового органа о том, что в рассматриваемом случае налоговая ставка по земельному налогу зависит от целевого назначения земельного участка и категории земель, судом отклонен, поскольку такие условия применения ставки 0,3 % ни НК РФ, ни решением Собрания депутатов сельского поселения о ставках земельного налога, не предусмотрены.
Таким образом, суд кассационной инстанции поддержал позицию налогоплательщика, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июня 2010 г. N Ф03-3482/2010 по делу N А24-3379/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании