Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июня 2010 г. N Ф03-3820/2010
по делу N А37-3045/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО - Чаптыкова М.И. - главный специалист-эксперт, дов.N 7-13/262 от 02.02.2010, Власюка О.А. - главный специалист-эксперт, дов.N 7-12/1366 от 07.05.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А37-3045/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" к Отделу по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу от 28.10.2009 N 13/151/11-440 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ
Решением суда от 21.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 решение суда отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов", приводятся доводы о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильном применении норм Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу в судебном заседании против доводов жалобы возражали, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется также на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Данная норма действует с 30.06.2009 (п. 16 ст. 33, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с указанной даты лимиты размещения отходов не устанавливаются.
В статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" приведены условия, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым и средним предприятиям.
Арбитражный суд первой инстанции исходя из оценки представленных обществом документов в подтверждение статуса признал общество соответствующим критериям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в связи с чем удовлетворил требования о признании недействительным и подлежащим отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, счел, что обществом на момент привлечения к административной ответственности не было доказано наличие совокупности всех условий для отнесения его к субъектам малого предпринимательства. В частности судом апелляционной инстанции было установлено, что учредителем ОАО является Магаданская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области со 100% акций.
Вместе с тем данные выводы суда сделаны без оценки представленной в материалах дела выписки из реестра акционеров общества по состоянию на 27.11.2009.
Поскольку Закон N 89-ФЗ в редакции закона от 30.12.2008 N 209-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и устраняет в данном случае административную ответственность общества, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ, то он имеет обратную силу, а вывод суда апелляционной инстанции о фактическом статусе общества сделан по неполно выясненным обстоятельствам дела и без оценки всех имеющихся в деле доказательств, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А37-3045/2009 Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестой арбитражный суд апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" приведены условия, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым и средним предприятиям.
Арбитражный суд первой инстанции исходя из оценки представленных обществом документов в подтверждение статуса признал общество соответствующим критериям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в связи с чем удовлетворил требования о признании недействительным и подлежащим отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП.
...
Поскольку Закон N 89-ФЗ в редакции закона от 30.12.2008 N 209-ФЗ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и устраняет в данном случае административную ответственность общества, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ, то он имеет обратную силу, а вывод суда апелляционной инстанции о фактическом статусе общества сделан по неполно выясненным обстоятельствам дела и без оценки всех имеющихся в деле доказательств, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июня 2010 г. N Ф03-3820/2010 по делу N А37-3045/2009
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2011 г., N 1 (133)
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании