Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2010 г. N Ф03-3845/2010
по делу N А24-5058/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому на решение от 24.12.2009постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А24-5058/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Камчатавтодор" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому о признании недействительнымтребования.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Камчатавтодор" (далее - предприятие; ФГУП "Камчатавтодор") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным требования от 19.08.2009 N 101541 Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция; налоговый орган) об уплате пеней в сумме 137690,39 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога.
Решением суда от 24.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010, заявление предприятия удовлетворено, оспариваемое требование инспекции признано недействительным как несоответствующее положениям пункта 4 статьи 69 и пункта 3 статьи 75 НК РФ. При этом суд указал на неправомерность начисления налоговым органом пеней, поскольку на имущество ФГУП "Камчатавтодор" в рамках исполнительного производства наложен арест, а также ввиду приостановления операций по счетам предприятия в банках.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит данные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование доводов жалобы налоговый орган ссылается на ошибочность вывода суда о том, что требование об уплате пени от 19.08.2009 выставлено с нарушением положений пункта 4 статьи 69 НК РФ. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, отсутствует причинно-следственная связь между невозможностью погасить недоимку по налогу и арестом имущества предприятия.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.
Инспекция заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, инспекцией в адрес ФГУП "Камчатавтодор" направлено требование N 101541 об уплате пеней за несвоевременную уплату единого социального налога по состоянию на 19.08.2009, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 08.10.2009 погасить задолженность по пеням в сумме 137690,39 руб.
Проверяя по заявлению предприятия законность оспариваемого требования налогового органа о взыскании пеней в указанной выше сумме, суд признал его несоответствующим пункту 3 статьи 75, пункту 4 статьи 69 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив представленный в ходе судебного разбирательства налоговым органом расчет пеней, пришел к выводу о недоказанности оснований возникновения недоимки, на которую начислена спорная сумма пеней, и, соответственно, о неправомерном предъявлении указанной пени к уплате. При этом суд исходил из того, что письменный расчет пеней недостатки требования не восполняет, так как расчет и требование содержат противоречивые данные о периоде начисления пеней, сроке уплаты единого социального налога и процентной ставке. Таким образом, оспариваемое требование, как правильно указал суд, составлено с нарушением положений пункта 4 статьи 69 НК РФ.
Судом также установлено, что исполнительные производства N 6836/599/4/05, N 6832/595/4/05, N 6831/594/4/05, N 6837/600/4/05, N 6838/601/4/05 от 22.09.2005, возбужденные на основании исполнительных документов налогового органа, 21.12.2005 объединены в сводное исполнительное производство. Кроме того, постановлениями от 19.02.2007, 25.06.2007 на имущество предприятия, начиная с 19.02.2007, с 03.05.2007, с 25.06.2007 по 26.06.2007, с 10.07.2007 наложен арест; 14.05.2007 судебным приставом-исполнителем принято постановление о запрете совершения юридически значимых действий в отношении имущества должника; общая задолженность предприятия составляет 190000000 руб. При этом доказательств снятия ареста или отмены приостановления операций по банковским счетам в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено. Данные факты, а также вывод суда об отсутствии у предприятия реальной возможности погасить недоимку в установленные законом сроки, налоговым органом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, вывод суда о начислении инспекцией спорных сумм пеней в нарушение пункта 3 статьи 75 НК РФ, в период, когда на имущество налогоплательщика был наложен арест и операции по его счетам в банках приостановлены, является обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства и подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определившей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 24.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А24-5058/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога.
По мнению налогового органа, оспариваемое требование об уплате пеней по ЕСН содержит все сведения, предусмотренные п. 4 ст. 69 НК РФ.
Как полагает налогоплательщик, данное требование является незаконным, в частности, в связи с несоответствием положениям указанной нормы права.
Суд согласился с позицией налогоплательщика.
Установлено, что оспариваемое требование об уплате пеней и представленный налоговым органом письменный расчет пеней содержат противоречивые данные о периоде начисления пеней, сроке уплаты ЕСН и процентной ставке. Поэтому этот расчет недостатки требования не восполняет.
Суд пришел к выводу о недоказанности оснований возникновения недоимки, на которую начислена спорная сумма пеней, и, соответственно, о неправомерном предъявлении указанных пеней к уплате. Нарушение налоговым органом положений п. 4 ст. 69 НК РФ явилось одним из оснований для признания требования недействительным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2010 г. N Ф03-3845/2010 по делу N А24-5058/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании