Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 июля 2010 г. N Ф03-4537/2010
по делу N А51-22923/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу административной комиссии городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень на решение от 02.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А51-22923/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Связь ДВ" к административной комиссии городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Связь ДВ" (далее - общество, ООО "Связь ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень (далее - административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон Приморского края N 44-КЗ).
Решение суда от 02.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, заявленные требования удовлетворены, в том числе по мотиву нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении без участия законного представителя общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований обществу отказать.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 07.10.2009 в ходе проведения обследования территории по адресу город Большой Камень, ул.Карла Маркса, 23, прилегающей к магазину "СемьСот", принадлежащего обществу, административным органом выявлено нарушение пункта 7 части 4 статьи 4 Правил благоустройства территории городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденных решением Думы ЗАТО Большой Камень от 26.05.2005 N 305-р, в соответствии с которым руководитель предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, обязаны содержать в чистоте и исправном состоянии входы, цоколи, витрины, витражи, средств рекламы и другие обустройства своих предприятий и организаций. Крыльцо магазина "Семь Сот" находилось в ненадлежащем состоянии: отсутствовали отделочные плитки, рядом с крыльцом находился бытовой отделочный материал.
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе от 09.10.2009 об административном правонарушении. На основании протокола административным органом 30.11.2009 вынесено постановление N 006386/318 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.21 Закона Приморского края N 44-КЗ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Статьей 7.21 Закона Приморского края N 44-КЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами иных норм и правил в сфере благоустройства, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется, а дело о привлечении к ответственности рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Судебными инстанциями установлено, что извещение о времени и месте составления протокола обществом было получено лишь 10.10.2009, а административным органом, в нарушении вышеуказанных правовых норм, протокол составлен 09.10.2009, следовательно, вывод судов о том, что законный представитель ООО "Связь ДВ" не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола является правомерным. Довод кассационной жалобы об извещении общества по факсимильной связи был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Существенное нарушение установленных законом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении привело к нарушению процессуальных прав общества и лишению его предоставленных КоАП РФ прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о несоблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Доводы, изложенные административным органом в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 02.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А51-22923/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
...
Существенное нарушение установленных законом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении привело к нарушению процессуальных прав общества и лишению его предоставленных КоАП РФ прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июля 2010 г. N Ф03-4537/2010 по делу N А51-22923/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании