Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июня 2010 г. N Ф03-4518/2010
по делу N А73-20858/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФНС России: Римаренко К.С., представитель по доверенности б/н от 07.05.2010, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 08.02.2010 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А73-20858/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федеральной налоговой службы о признании индивидуального предпринимателя Савченко Валерия Васильевича несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 г.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Савченко Валерия Васильевича (далее - предприниматель Савченко В.В., должник) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
В его обоснование уполномоченный орган сослался на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в размере 191903 руб.
Определением от 08.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2010, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с названными судебными актами, ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт о признании предпринимателя Савченко В.В. отсутствующим должником, признать требования уполномоченного органа в размере 189571,08 руб. обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов. Назначить арбитражным управляющим должника арбитражного управляющего из числа Некоммерческого партнерства "Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих". Установить вознаграждение арбитражного управляющего в размере 10000 руб. единовременно.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на то, что на момент подачи заявления должник обладал признаками банкротства, предусмотренными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Считает, что представленная декларация дает достаточные основания для вывода о возможности формирования конкурсной массы для погашения расходов на проведение процедуры банкротства и удовлетворения требований кредиторов. Ссылается на то, что при подаче заявления представлялась выписка из бюджетной сметы на 2009 год в качестве доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве отсутствующих должников.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Предприниматель Савченко В.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, выступления в судебном заседании представителя уполномоченного органа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании предпринимателя Савченко В.В. банкротом как отсутствующего должника, сославшись на наличие у него признаков, предусмотренных статьями 3, 6, 227 Закона о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о банкротстве признаком банкротства гражданина считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом принимается во внимание задолженность по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам на сумму не менее десяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 6 Закона о банкротстве).
Согласно статье 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник, фактически прекративший свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Арбитражный суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФНС России о признании предпринимателя Савченко В.В. несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В подтверждение финансирования процедуры отсутствующего должника ФНС России представлена выписка из бюджетной сметы на 2009 год, что свидетельствует о возможности погашения расходов, связанных с финансированием процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем и предельными размерами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом допустимых доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Выводы суда соответствуют пунктам 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
В соответствии с указанными пунктами, уполномоченный орган представляет суду доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Доказательств, подтверждающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве отсутствующего должника не усматривается.
Признание должника банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства по упрощенной процедуре повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 08.02.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А73-20858/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В подтверждение финансирования процедуры отсутствующего должника ФНС России представлена выписка из бюджетной сметы на 2009 год, что свидетельствует о возможности погашения расходов, связанных с финансированием процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем и предельными размерами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом допустимых доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Выводы суда соответствуют пунктам 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2010 г. N Ф03-4518/2010 по делу N А73-20858/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании