Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июня 2010 г. N Ф03-3893/2010
по делу N А24-5219/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю на решение от 18.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А24-5219/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о признании недействительными решений в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 г.
Государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявление о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Камчатскому краю) в части взыскания пеней в сумме 3555925 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС России по Камчатскому краю) об оставлении решения инспекции в оспариваемой части без изменения.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю.
Решением суда от 18.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, требования предприятия удовлетворены. Взыскание пеней признано неправомерным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того с Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю в пользу предприятия взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15660 руб.
В кассационной жалобе предприятие просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное исследование материалов дела.
УФНС России по Камчатскому краю в отзыве на жалобу инспекции указывает на обоснованность доводов жалобы, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились. УФНС России по Камчатскому краю в отзыве на жалобу просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.06.2010.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва УФНС России по Камчатскому краю на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия за период с 01.01.2008 по 03.12.2008, по результатам которой вынесено решение от 30.06.2009 N 11-11/41/15776, согласно которому по филиалу предприятия "Теплоэнерго" г. Елизово за 2008 год удержан с работников предприятия налог на доходы физических лиц, но не перечислен в бюджет, а также неправильно исчислен единый социальный налог, что повлекло неполную уплату налога. Данные обстоятельства послужили основанием для начисления пени в общей сумме 3555925 руб.
На основании указанного решения предприятию направлено требование от 28.07.2009 N 2609 об уплате, в том числе, пеней. Неисполнение требования послужило основанием для принятия решения от 18.08.2009 N 8779.
Данное решение в части взыскания пени обжаловано предприятием в УФНС России по Камчатскому краю. Решением вышестоящего налогового органа от 16.10.2009 N 09-17/08983 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с принятыми налоговыми органами решениями, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
При рассмотрении спора судебными инстанциями установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто налоговыми органами, что 25.12.2002 в отношении предприятия возбуждено сводное исполнительное производство N 1/214/6/08. Общая сумма кредиторской задолженности составила 3000000000 руб. С 2003 года Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю произведен арест имущества на сумму указанной кредиторской задолженности, в том числе арестовано недвижимое имущество, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах в банках, автотранспорт и иное имущество. В связи с чем предприятие не имело возможности реализовать дебиторскую задолженность, имущество для погашения недоимки.
С учетом данных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о том, что предприятие не имело реальной возможности своевременно уплачивать налоги. Вывод судов в данной части налоговым органом не опровергнут.
Таким образом, вывод судебных инстанций о начислении инспекцией спорной суммы пеней в нарушение пункта 3 статьи 75 НК РФ в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между невозможностью погасить недоимку по налогам и арестом имущества, об использовании арестованного имущества предприятием в хозяйственной деятельности, а также о поступлении денежных средств за отпущенную тепловую энергию на счет дочернего предприятия были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В связи с удовлетворением требований предприятия судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15660 руб. взысканы с инспекции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы по существу спора и по судебным расходам направлены на переоценку выводов судебных инстанций, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 18.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А24-5219/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора судебными инстанциями установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто налоговыми органами, что 25.12.2002 в отношении предприятия возбуждено сводное исполнительное производство N 1/214/6/08. Общая сумма кредиторской задолженности составила 3000000000 руб. С 2003 года Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю произведен арест имущества на сумму указанной кредиторской задолженности, в том числе арестовано недвижимое имущество, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах в банках, автотранспорт и иное имущество. В связи с чем предприятие не имело возможности реализовать дебиторскую задолженность, имущество для погашения недоимки.
С учетом данных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о том, что предприятие не имело реальной возможности своевременно уплачивать налоги. Вывод судов в данной части налоговым органом не опровергнут.
Таким образом, вывод судебных инстанций о начислении инспекцией спорной суммы пеней в нарушение пункта 3 статьи 75 НК РФ в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2010 г. N Ф03-3893/2010 по делу N А24-5219/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании