Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2010 г. N Ф03-4041/2010
по делу N А73-1394/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" - Корсунская Л.И. представитель по доверенности от 12.01.2010 N 1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А73-1394/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" к Административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" (далее - ОАО "ХЗПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" (далее - административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 37 Кодекса об административных правонарушениях Хабаровского края (далее - КоАП Хабаровского края).
Решением суда от 25.02.2010 требование общества удовлетворено: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу о том, что административный орган не представил доказательств факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 решение суда отменено, в удовлетворении требования отказано. При этом суд апелляционной инстанции указал на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела
В кассационной жалобе общество просит принятый по делу апелляционной инстанцией судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу административный орган просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Административный орган извещен в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направил, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в очередном отпуске представителя. Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, не находит оснований для его удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23.06.2010.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом 24.12.2009 составлен акт N 11/05-13/3021, из которого следует, что обществом не произведена очистка прилегающей территории - пешеходного тротуара - от снега и снежного наката. К акту приобщены фотографии, на которых указана дата - 23.12.2009.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, административный орган составил протокол от 24.12.2009 N 1543 об административном правонарушении. На основании указанного протокола 29.01.2010 вынесено постановление N 01/138 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края за нарушение Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее - Правила), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции указал на то, что в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о временном промежутке между окончанием снегопада и проверкой, в связи с чем невозможно установить несоблюдение обществом требований пункта 11 Правил, согласно которому территория должна быть убрана от снежного наката в течение суток после окончания снегопада.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на то, что событие административного правонарушения по рассматриваемому делу зафиксировано актом и фотоснимками, на которых автоматически проставлена дата съемки и справку ГУ "Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра всемирной службы погоды" от 03.03.2010 N 22-13-2/172, подтверждающей, что осадки 21, 22, 23 декабря 2009 года не выпадали.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку справка в суд первой инстанции административным органом представлена не была, суд апелляционной инстанции нарушил пункт 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающий принятия дополнительных доказательств только в случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их предоставления в суд первой инстанции, неоснователен.
Статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Следовательно, судья для правильного разрешения дела при наличии спора обязан был исследовать данные обстоятельства.
Более того, представленная административным органом справка не является дополнительным доказательством, а подтверждает сведения, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что фотографирование территории осуществлено в отсутствие представителя общества, акт осмотра с применением фотосъемки в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ 23.12.2009 не составлялся. Проведение фотосъемки зафиксировано в акте от 24.12.2009 и протоколе от 24.12.2009, кем произведена фотосъемка не указано. Однако судом не дана оценка данным обстоятельствам и соответственно достоверности зафиксированным представленными съемками фактам.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А73-1394/2010 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что фотографирование территории осуществлено в отсутствие представителя общества, акт осмотра с применением фотосъемки в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ 23.12.2009 не составлялся. Проведение фотосъемки зафиксировано в акте от 24.12.2009 и протоколе от 24.12.2009, кем произведена фотосъемка не указано. Однако судом не дана оценка данным обстоятельствам и соответственно достоверности зафиксированным представленными съемками фактам."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2010 г. N Ф03-4041/2010 по делу N А73-1394/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании