Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2010 г. N Ф03-4089/2010
по делу N А73-544/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МРУ Росфинмониторинга по ДФО - Бредихина С.А., представитель по доверенности N ВН-343 от 28.01.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу на решение от 15.02.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А73-544/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маклер" к межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Дальневосточнмоу федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2010 N 08-04-09/101-3П.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Маклер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление Росфинмониторинга по ДФО, управление) от 12.01.2010 N 08-04-09/101-3П о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.02.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено со ссылкой на нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности по указанной выше норме права.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе управления Росфинмониторинга по ДФО, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению заявителя жалобы, управлением не допущено процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении.
Общество отзыв на жалобу не представило, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, хотя надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя управления, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом управления Росфинмониторинга по ДФО на основании приказа от 03.12.2009 N444 проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) за период с 03.07.2007 по 30.11.2009.
Проверкой выявлено и в акте от 29.12.2009 N08-04-3208 зафиксировано, что общество, одним их основных видов деятельности которого является предоставление риэлторских услуг, иных операций с недвижимостью, в нарушение пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 2 статьи 7 указанного Закона не обеспечило организацию внутреннего контроля, выразившуюся в невыполнении обязанности по осуществлению идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), в части невыполнения обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, путем использования перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
По данному факту управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2009, рассмотрев который, а также иные материалы дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 08-04-09/101-3П от 12.01.2010 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд, обе инстанции которого пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, однако удовлетворили заявленные им требования, установив нарушение управлением процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды правомерно руководствовались положениями статьи 5 (абзац 10), пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которым организации, в том числе оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента); документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона; разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.27 КоАП РФ.
Судами обеих инстанций установлен факт осуществления обществом операций, подлежащих в соответствии с приведенными выше нормами права обязательному контролю. При этом общество не выполняло возложенную на него обязанность по идентификации лиц, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности, не использовало в своей деятельности Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27, не выполнило требование о разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; этим лицам, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В рассматриваемом случае судами установлено нарушение управлением при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен в отсутствие его законного представителя, не уведомленного надлежащим образом о месте и времени составления протокола. Такое уведомление согласно почтовой карточке получено обществом только 11.01.2010, тогда как протокол составлен 29.12.2009; телеграмма, адресованная генеральному директору обществу, также не доставлена ввиду его отсутствия, работники общества от ее получения отказались. Данные обстоятельства свидетельствуют о существенном характере данного процессуального нарушения, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
Выводы судов сделаны с учетом разъяснений, содержащихся в названном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам, а доводы заявителя жалобы направлены на переоценку этих выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 15.02.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А73-544/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; этим лицам, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
...
В рассматриваемом случае судами установлено нарушение управлением при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен в отсутствие его законного представителя, не уведомленного надлежащим образом о месте и времени составления протокола. Такое уведомление согласно почтовой карточке получено обществом только 11.01.2010, тогда как протокол составлен 29.12.2009; телеграмма, адресованная генеральному директору обществу, также не доставлена ввиду его отсутствия, работники общества от ее получения отказались. Данные обстоятельства свидетельствуют о существенном характере данного процессуального нарушения, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2010 г. N Ф03-4089/2010 по делу N А73-544/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании