Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2010 г. N Ф03-4246/2010
по делу N А59-1911/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Д.А. Добровольская, юрисконсульт по доверенности от 11.06.2010 N 5, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" на решение от 10.02.2010 по делу N А59-1911/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" о взыскании 62905 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (далее - ОАО "Сахалинское морское пароходство") о взыскании пени за просрочку доставки груза по транспортной накладной N АН 290167 в сумме 62905 руб. 68 коп.
Решением суда от 10.02.2010 исковые требования удовлетворены частично в сумме 25162 руб. 27 коп. с учетом применения статьи 333 ГК РФ. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Апелляционным судом дело не рассматривалось.
ОАО "Сахалинское морское пароходство" в кассационной жалобе просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права (ст. 166 КТМ РФ, ст.ст. 29, 97 УЖТ РФ, п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27) и процессуального права, и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ответчик в обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом не применены Правила оформления грузовых и перевозочных документов (РД 31.10.07089), утвержденные Минморфлотом СССР 02.01.1990, в соответствии с которыми второй календарный штемпель порта и железной дороги подтверждает время окончания передачи грузов сдающей и принимающей сторон. В этой связи полагает, что морским перевозчиком был соблюден срок доставки груза, установленный нормативными актами, а просрочка доставки груза произошла по независящим от него обстоятельствам, препятствующим осуществлению перевозок в связи с неблагоприятными погодными условиями в течение 7 дней. Судом также не применены Правила безопасности морской перевозки грузов, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-1/п.
Отзыв на жалобу не представлен.
Представитель истца в судебном заседании привел свои возражения относительно доводов жалобы и, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцом груз предъявлен морскому перевозчику 10.04.2008 согласно передаточной ведомости N 6491 и прибыл на станцию назначения 27.04.2008. Груз находился в распоряжении морского перевозчика 17 суток (с 10.04.2008 по 26.04.2008), тогда как общий срок доставки по данной перевозке не должен превышать 12 суток.
Начислив в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ пени за просрочку доставки груза по накладной N АН 290167, истец направил претензию ответчику.
Последний претензию отклонил, ссылаясь на отсутствие необходимых грузовых перевозочных документов при отправке морем опасного груза и фактическое принятие груза к перевозке от порта Ванино 26.04.2008, сдачу его на станции назначения 26.04.2008.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав представленные в деле доказательства в совокупности, и руководствуясь статьями 793 ГК РФ, 75, 97 УЖТ РФ, Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР с изменениями от 30.11.2000, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; Правилами морской перевозки опасных грузов, утвержденными Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56, Правилами исчисления сроков доставки грузов в каботаже, утвержденными Приказом ММФ СССР от 01.03.1988 N 24, Правилами безопасности морской перевозки грузов, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-1/п, суд установил вину ответчика в просрочке доставки груза. Учитывая несоразмерность заявленных требований последствиям нарушения обязательства, суд, руководствуясь пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 333 ГК РФ уменьшил размер пени до 25162 руб. 27 коп.
Суд также установил, что к железнодорожной накладной, дорожной ведомости был приложен комплект необходимых документов на опасный груз, в том числе паспорт качества, декларация для МОПОГ на отправку опасных грузов. При проставлении штемпеля в передаточной ведомости у ответчика претензий относительно неполноты документов по данной отправке не имелось. Груз впоследствии был отправлен ответчиком без каких-либо изменений, дополнений в ранее представленный железнодорожным перевозчиком пакет документов.
Согласно справке Гидрометеорологического бюро Холмск о фактическом состоянии погоды по Татарскому проливу в апреле 2008 года от 26.11.2009 N 71 в день перевозки 26.04.2008 сила ветра (17-22) и высота волн (2.5-3.5) были наибольшими по сравнению с остальными днями.
Дав оценку представленным сторонами доказательствам, в том числе, справкам Гидрометеорологического бюро Холмск о фактическом состоянии погоды по Татарскому проливу в апреле 2008 года, о погодных условиях в Татарском проливе (маршрут Ванино-Холмск) с 08 по 26 апреля 2008 года, таблице, суд отклонил доводы ответчика о том, что просрочка доставки груза произошла по независящим от морского перевозчика обстоятельствам, препятствующим осуществлению перевозки. Поэтому у суда не имелось основания для применения положений статьи 29 УЖТ РФ и пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Отсутствие разрешения капитана порта Ванино на выход судна в море с указанным грузом в названных нормах материального права не указано в качестве обстоятельства, влекущего увеличение срока доставки груза и освобождение морского перевозчика от ответственности за ненадлежащее выполнение обязательства.
Таким образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в деле доказательствам. У суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для переоценки выводов нижестоящего суда исследованных им доказательств.
Доводы жалобы о неправильном применении при рассмотрении дела судом норм материального права не подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.02.2010 по делу N А59-1911/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в деле доказательства в совокупности, и руководствуясь статьями 793 ГК РФ, 75, 97 УЖТ РФ, Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР с изменениями от 30.11.2000, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; Правилами морской перевозки опасных грузов, утвержденными Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56, Правилами исчисления сроков доставки грузов в каботаже, утвержденными Приказом ММФ СССР от 01.03.1988 N 24, Правилами безопасности морской перевозки грузов, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-1/п, суд установил вину ответчика в просрочке доставки груза. Учитывая несоразмерность заявленных требований последствиям нарушения обязательства, суд, руководствуясь пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 333 ГК РФ уменьшил размер пени до 25162 руб. 27 коп.
...
Дав оценку представленным сторонами доказательствам, в том числе, справкам Гидрометеорологического бюро Холмск о фактическом состоянии погоды по Татарскому проливу в апреле 2008 года, о погодных условиях в Татарском проливе (маршрут Ванино-Холмск) с 08 по 26 апреля 2008 года, таблице, суд отклонил доводы ответчика о том, что просрочка доставки груза произошла по независящим от морского перевозчика обстоятельствам, препятствующим осуществлению перевозки. Поэтому у суда не имелось основания для применения положений статьи 29 УЖТ РФ и пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2010 г. N Ф03-4246/2010 по делу N А59-1911/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании