Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июля 2010 г. N Ф03-3263/2010
по делу N А04-7438/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Амурская государственная зональная машиноиспытательная станция" на решение от 30.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А04-7438/2009 Арбитражного суда Амурской областиЭ, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Райчихинске Амурской области к Федеральному государственному учреждению "Амурская государственная зональная машиноиспытательная станция" о взыскании 1586902,27 руб.
Резолютивная часть постановления от 30 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2010 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Райчихинске Амурской области (далее - управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Амурская государственная зональная машиноиспытательная станция" (далее - государственное учреждение, ФГУ "Амурская государственная зональная машиноиспытательная станция") о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страховании и пени в сумме 1586902,27 руб.
Решением арбитражного суда от 30.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, государственное учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить ввиду неправильного применения норм материального права и неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление пенсионного фонда возражает против отмены решения и постановления, считает их принятыми с правильным применением норм пенсионного законодательства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, в связи с образовавшейся задолженностью по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование управление пенсионного фонда направило в адрес государственного учреждения требование от 25.06.2009 N 12 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год и пени в общем размере 1968655,71 руб., в срок до 13.07.2009.
24.08.2009 в управление пенсионного фонда поступило письмо N 583а от ФГУ "Амурская государственная зональная машиноиспытательная станция", из которого следовало, что государственное учреждение просило в связи с корректировкой индивидуальных сведений за 2006-2008 гг. платежи 2008 года зачесть в уплату задолженности за 2006-2007 гг; из платежей 2009 года зачесть в уплату оставшейся задолженности за 2007 года сумму 301270,92 руб., из нее 274188 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 27082,92 руб. - пеня на страховую часть трудовой пенсии. Остальные платежи, поступившие в 2009 году считать как текущие.
Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании 1586902,27 руб.
Арбитражный суд обеих инстанций, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами законодательства, регулирующими порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) государственное учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должна производиться ежемесячно в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший месяц, или день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователем отражаются в расчете по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю (пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ).
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (статья 26 Федерального закона N 167-ФЗ).
Арбитражный суд установил обстоятельства, непротиворечащие материалам дела, о том, что государственное учреждение не уплатило в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, вследствие чего ему начислены пени на сумму задолженности. В этой связи судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана оценка реестрам поступления платежей, письму от 24.08.2009 N 583а, которыми подтвержден факт неисполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов в спорный период.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленное управлением пенсионного фонда требование о взыскании с государственного учреждения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год по состоянию на 24.09.2009 в сумме 1586902,27 руб., в том числе на страховую часть - 1329752 руб., на накопительную часть - 168305 руб., и пени в сумме 88845,27 руб., в том числе по страховой части - 78863,61 руб., по накопительной части - 9981,66 руб.
Проверка доводов кассационной жалобы показала, что они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и фактически сводятся к переоценке исследованных доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 30.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А04-7438/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должна производиться ежемесячно в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший месяц, или день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
...
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю (пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ).
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (статья 26 Федерального закона N 167-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2010 г. N Ф03-3263/2010 по делу N А04-7438/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании