Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В, судей Латышенко Н.Ф, Харламовой О.А.
при секретаре Сивожелезовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 августа 2022 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГеоПартнер" к Администрации города Омска о признании не действующим в части постановления Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п "О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания чести территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области"
по апелляционной жалобе ООО "ГеоПартнер" на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В, судебная коллегия
установил:
ООО "ГеоПартнер" обратилось в суд с названным выше административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 27 июля 2017 года между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и ООО "ГеоПартнер" (арендатор) заключен договор аренды N 2-Кр-31-11416, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью "... " кв.м, с кадастровым номером N "... ", местоположение: "... " (пункты 1.1, 1.2, 1.3 договора). Цель использования земельного участка: для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса (пункт 1.4. договора). Разрешенное использование участка: для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса (пункт 1.5 договора). Дополнительным соглашением от 23 июня 2020 года срок действия договора продлен на 2 года 11 месяцев.
23 сентября 2021 года ООО "ГеоПартнер" получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N "... ", согласно которому постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п "Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - постановление Администрации города Омска от 10 сентября 2010 N 805-п) утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская ? улица Конева ? левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Согласно данному проекту планировки элемент планировочной структуры N 13 планировочного района II, частично зона планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения.
Постановлением Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п "О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания чести территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - постановление Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п) в постановление Администрации г. Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п внесены изменения. В частности, согласно чертежу планировки территории, расположенной границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская ? улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, в границах элементов планировочной структуры NN 9, 13, части улицы 3-я Островская, проектируемой улицы N 7 планировочного района II, элемента планировочной структуры N 6-3.ИТ1 по Ленинградскому проспекту в отношении земельного участка с кадастровым номером N "... ", подпадающего в элемент планировочной структуры N 13 (13.3), установлена зона планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания.
Указывая на то, что данная зона не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, а изменения в проект планировки территории внесены в нарушение положений Генерального плана города Омска, административный истец с учетом уточнения требований просит признать недействующим подпункт 4 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п в части установления приложением N 3 к указанному постановлению в отношении земельного участка с кадастровым номером N "... ", входящего в элемент планировочной структуры N 13 (13.3), зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ГеоПартнер", выражая несогласие с вынесенным судебным решением, ссылается на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Омской области от 13 февраля 2017 года по делу N А46-12330/2014, в котором указано на обязанность департамента имущественных отношений Администрации города Омска заключить договор аренды земельного участка под строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Также ссылается на противоречие Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской, в которых в отношении зоны объектов ОД-1 установлены виды разрешенного использования, в том числе (помимо гостиничного обслуживания) объекты торговли, развлекательные мероприятия. Отмечает, что судом не учтен пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где предусмотрено безусловное право правообладателя земельного участка самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования. Отмечает, что в отношении земельного участка с 16 июня 2015 года по дату принятия оспариваемого постановления была установлена зона планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка и цели использования, закрепленной в договоре аренды от 27 июля 2017 года. Указывает на нарушение прав административного истца в связи с невозможностью использовать земельный участок под строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Обращает внимание, что судом не было дано правового разграничения понятий "зона планируемого размещения объектов" и "вид разрешенного использования". Не соглашается с выводом суда об отсутствии положений, вводящих избыточные запреты, обязанности для субъектов предпринимательства и возникновению необоснованных расходов при проведении оценки регулирующего воздействия правового акта.
Указывает, что внесение изменений обусловлено интересами Акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) в нарушение прав и интересов законного владельца земельного участка. Ссылается на то, что при вынесении решения судом не обеспечено соблюдение баланса публичного и частного интересов.
Кроме того, административным истцом представлены дополнительные пояснения, согласно которым действующие строительные нормы и правила не содержат в качестве обязательного требования нахождения в многофункциональных комплексах номеров гостиниц, повторно указывая на то, что оспариваемое постановление ограничивает права ООО "ГеоПартнер" по использованию земельного участка с кадастровым номером N "... " в соответствии с целями, установленными решением Арбитражного суда Омской области от 13 февраля 2017 года по делу N А46-12330/2014 и закрепленными в договоре аренды от 27 июля 2017 года.
Администрацией города Омска, департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, прокурором города Омска представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены в установленном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "ГеоПартнер" Телятникова А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации города Омска Баканова К.И, представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Коваль Е.М, представителя Акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) Яроша С.Н, представителя ООО "Сибирский региональный союз" Боярского А.В, возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Никульшиной Е.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, во исполнение решения Арбитражного суда Омской области по делу А46-12330/2014 между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ООО "ГеоПартнер" заключен договор аренды от 27 июля 2017 года N Д-Кр-31-11416 в отношении земельного участка с кадастровым номером N "... ", местоположение которого установлено "... ", для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Срок договора аренды составлял 3 года. Дополнительным соглашением от 23 июня 2020 года срок действия договора аренды от 27 июля 2017 года N Д-Кр-31-11416 продлен на 2 года 11 месяцев (том 1, л.д. 115-135).
Постановлением Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п внесены изменения в постановление Администрации города Омска от 10 сентября 2010 N 805-п, при этом подпунктом 4 пункта 1 постановления Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п в приложении N 6 "Чертеж планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска" элементы планировочной структуры NN 9, 13, часть улицы 3-я Островская, проектируемую улицу N 7 планировочного района II, элемент планировочной структуры N 6-3.ИТ1.1 по Ленинградскому проспекту изложено в новой редакции согласно приложению N 3 к данному постановлению.
В результате названных выше изменений постановлением Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п в приложении N 3 установлен элемент планировочной структуры N 13, включающий зону планируемого размещения объектов улично-дорожной сети, зоны планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания (13.1, 13.3). Территориально земельный участок с кадастровым номером N "... " входит в элемент планировочной структуры N 13 (13.3), находится в зоне планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания (том 1, л.д. 59-70).
Постановление Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п опубликовано в газете "Третья столица" N 33 (1246) 15 июля 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о принятии постановления Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления, соблюдении установленного порядка его принятия и соответствии содержания оспариваемой части нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с обжалуемым решения суда.
Подавая административное исковое заявление, административный истец сослался на то, что внесенные изменения препятствуют в использовании ООО "ГеоПарнер" земельного участка в соответствии с целями, определенными в договоре аренды от 27 июля 2017 года N Д-Кр-31-11416 (строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса).
Согласно пункту 1.5 указанного выше договора аренды разрешенное использование земельного участка - для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса.
В этой связи административный истец приводит доводы о том, что административным ответчиком не учтен пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где предусмотрено право правообладателя земельного участка самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования.
Однако данные доводы не влекут признание нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
В соответствии со сведениями органа кадастрового учета, обременение земельного участка с кадастровым номером N "... " правами арендатора зарегистрировано в установленном законом порядке. Вышеназванный вид разрешенного использования для данного земельного участка не изменился.
Из представленных департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сведений следует, что строительство на земельном участке с кадастровым номером N "... " для целей договора аренды от 27 июля 2017 года N Д-Кр-31-11416 в период с 2017 года по настоящее время ООО "ГеоПартнер" не осуществлено. Разрешение на строительство многофункционального культурно-развлекательного комплекса ООО "ГеоПартнер" не выдавалось.
Пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории и предусматривает: а) установление или изменение красных линии; б) установление или изменение границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) установление или изменение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Частью 1 статьи 411 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.
По информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в соответствии Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок с кадастровым номером N "... " расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1. Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и местного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно статье 42 указанных выше Правил гостиничное обслуживание (код 4.7) относится к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ОД-1.
В соответствии с классификатором, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, Правилами землепользования и застройки для зоны административно-делового и общественного назначения (ОД-1) вид использования земельного участка "Гостиничное обслуживание" является разрешенным.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43 (далее - Генеральный план города Омска), земельный участок с кадастровым номером N "... " расположен в границах планируемой общественно-деловой функциональной зоны (том 1, л.д. 143-145).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п в оспариваемой части не противоречит ни Генеральному плану города Омска, ни Правилам землепользования и застройки.
С учетом приведенных выше норм материального права судебная коллегия полагает, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Исходя из изложенного ссылки административного истца на названные выше судебный акт арбитражного суда, договор аренды, а также установленный вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых положений проекта планировки территории законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Реализуя полномочия органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения в градостроительной сфере, Администрация города Омска, вопреки утверждению административного истца, указывающего, что в отношении зоны объектов ОД-1 установлены иные, помимо гостиничного обслуживания, виды разрешенного использования - объекты торговли, развлекательные мероприятия, установилазону планируемого размещения объектов гостиничного обслуживания не в противоречие с Правилами землепользования и застройки.
Дополнительные пояснения административного истца, согласно которым действующие строительные нормы и правила не содержат в качестве обязательного требования нахождения в многофункциональных комплексах номеров гостиниц, не могут быть приняты во внимание, так как не относятся к предмету данного спора и не могут повлиять на существо вынесенного решения относительно законности оспариваемого нормативного правового акта, а связаны уже с последующей реализацией административным истцом своих прав.
Доводы административного истца относительно необходимости оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта подробно проанализированы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой применительно к положениям части 4 статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ не имеется. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости проведения оценки регулирующего воздействия постановления Администрации города Омска от 13 июля 2021 года N 431-п, поскольку данным постановлением регулируются отношения по планировке территории, отнесенные законом к вопросам местного значения городского округа, и при этом не предусматривается установление новых или изменение действующих обязанностей и запретов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Судом проверено соблюдение при принятии оспариваемого нормативного правового акта установленных требований о проведении общественных обсуждений, антикоррупционной и независимой антикоррупционной экспертизы, и сделан мотивированный и обоснованный вывод об отсутствии нарушений данных требований.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.