Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 2010 г. N Ф03-5877/2010
по делу N А04-690/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 05.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А04-690/2010 Арбитражного суда Амурской области, по иску администрации города Благовещенска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Амурской области, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Управление внутренних дел по Амурской области, о взыскании 3 941 836, 07 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 г.
Администрация города Благовещенска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков городского бюджета в сумме 3 941 836, 07 руб., возникших в связи с выплатой денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным милиции.
Исковые требования Администрации основаны на статьях 15, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) и мотивированы тем, что на основании вступивших в законную силу решений районного суда в пользу Новицкого А.Н., Мурашко Б.Б. за счет средств местного бюджета были перечислены денежные средства в размере среднерыночной стоимости благоустроенного жилого помещения в г. Благовещенске, которые должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Управление внутренних дел по Амурской области.
Решением от 05.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010, заявленное Администрацией требование удовлетворено, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 3941836,07 руб.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что Законом о милиции обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из средств федерального бюджета. Указывает на то, что к взысканию денежных средств привело бездействие Администрации по исполнению судебного акта о выделении жилой площади; при надлежащем исполнении решения суда жилье было бы предоставлено на условиях найма и осталось бы в муниципальной собственности.
Администрация в отзыве на жалобу выразила согласие с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда.
Управление внутренних дел по Амурской области в отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства по кассационной жалобе, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с положениями статьи 30 Закона о милиции на основании решений Благовещенского городского суда Амурской области от 16.10.2008 N 2-3951/08, от 28.04.2009 N 2-1843/09 на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность по предоставлению жилых помещений (в виде отдельных квартир) на условиях социального найма следующим участковым уполномоченным милиции: Мурашко Б.Б. - площадью не менее 54 кв.м., Новицкому А.Н. - площадью не менее 31, 35 кв.м.
Определениями от 01.10.2009, 14.10.2009 Благовещенский городской суд Амурской области изменил способ исполнения решений от 16.10.2008 N 2-3951/08, от 28.04.2009 N 2-1843/09 и взыскал с администрации г.Благовещенска в пользу Мурашко Б.Б. 2 480 995, 98 руб., в пользу Новицкого А.Н. 1 460 840, 09 руб.
Платежными поручениями N 101 от 03.02.2010, N 102 от 03.02.2010 Администрацией на счета вышеназванных сотрудников органов внутренних дел были перечислены денежные средства в сумме 3 941 836, 07 руб.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в результате возмещения стоимости жилья, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Из содержания статьи 30 Закона о милиции следует, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Таким образом, положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Поскольку пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан, суды сделали обоснованный вывод о том, что в силу статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
Ссылка на ненадлежащее исполнение Администрацией решений суда в части предоставления жилья на условиях найма не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку судом общей юрисдикции изменен порядок и способ исполнения решения суда с предоставления квартиры на взыскание денежных средств.
При таких обстоятельствах выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что расходы, понесенные Администрацией в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице соответствующего органа - Министерства финансов Российской Федерации правомерны, соответствуют положениям действующего законодательства и материалам дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А04-690/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Таким образом, положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Поскольку пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан, суды сделали обоснованный вывод о том, что в силу статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2010 г. N Ф03-5877/2010 по делу N А04-690/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании