Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 сентября 2010 г. N Ф03-5197/2010
по делу N А16-248/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Российские железные дороги" - Комаров Е.Н., представитель по доверенности от 15.10.2009 N 828; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 22.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А16-248/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Еврейской автономной области, заинтересованное лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Еврейской автономной области решением от 22.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010, отказал открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Еврейской автономной области (далее - ГИБДД УВД по ЕАО, административный орган) N 387 от 18.02.2010 о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 20 000 руб.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Биробиджанская транспортная прокуратура (далее - прокуратура).
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагают указанные судебные акты отменить.
Представители ГИБДД УВД по ЕАО и прокуратуры в заседание суда не явились, отзывы на жалобу не представили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя ОАО "РЖД", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Заявитель жалобы считает, что суды, отклоняя требования ОАО "РЖД", не приняли во внимание доводы общества о том, что акт проверки от 22.01.2010 не является доказательством нарушения Биробиджанской дистанцией пути пункта 3.5 Инструкции N ЦП-566 и ГОСТа Р52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования", поскольку не содержит сведений о том, какие требования данной Инструкции и других нормативных актов нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Кроме того, заявитель жалобы отрицает факты выявления таких нарушений как несоответствие дорожного знака 1.3.2 "Многопутная железная дорога" на железнодорожном переезде 8347 км требованиям ГОСТа Р52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования", загрязнение желобов на железнодорожном переезде "Биршоссе", отсутствие направляющих столбиков на железнодорожном переезде "Чермет", отсутствие сопряжения настила с проезжей частью на железнодорожном переезде "Чермет" и "Рыбсбыт".
Как видно из материалов дела, прокуратурой, совместно с ГИБДД УВД по ЕАО с участием исполняющего обязанности главного инженера Биробиджанской дистанции пути проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на железнодорожном транспорте при содержании и эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся на балансе Биробиджанской дистанции пути и расположенных на территории города Биробиджана.
По результатам проверки Биробиджанский транспортный прокурор, при наличии надлежащего уведомления ОАО "РЖД", вынес постановление от 01.02.2010 N 5 о возбуждении дела об административном правонарушении, выразившемся в нарушении обществом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), пунктов 3.5, 3.6 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 29.06.1998 N ЦП-566 (далее - Инструкция N ЦП-566).
В соответствии с требованием статьи 23.3 КоАП РФ указанное постановление прокурора передано на рассмотрение в ГИБДД УВД по ЕАО, которой подведомственно рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора ГИБДД УВД по ЕАО от 18.02.2010 N 387 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 20 000 руб.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 3.6.3 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной Министерством путей сообщения России 01.07.2000 N ЦП-774 переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами. На подходах к переездам должны быть предупредительные знаки: со стороны подхода поездов - сигнальный знак С (свисток), со стороны автомобильной дороги - знаки, предусмотренные в Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов в соответствии с Правилами дорожного движения.
В силу пункта 11 Инструкции N ЦП-566 железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне, оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.
Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации, настоящей Инструкции.
Пунктом 3.1 Инструкции N ЦП-566 установлено, что все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В силу пункта 3.5 Инструкции N ЦП-566 проезжая часть дороги на подходах к переезду и в его границах, а также настил, сигнальные столбики, перила и ограждения барьерного или парапетного типа должны соответствовать типовому проекту переезда.
Настил переезда должен соответствовать утвержденной МПС России конструкции. Путь под настилом может быть как на деревянных, так и на железобетонных шпалах.
В зависимости от конструкции настила по типовому проекту для обеспечения беспрепятственного прохода колесных пар подвижного состава в пределах настила могут укладываться контррельсы. Их концы на длине 50 см отгибаются внутрь колеи на 25 см. Ширина желоба устанавливается в пределах 75 - 110 мм, а глубина - не менее 45 мм.
Направляющие столбики устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м.
Пункт 3.6 Инструкции N ЦП-566 предписывает, что на подходах к переездам со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного устанавливаются предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" и другие знаки.
С 01.01.2006 введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004).
Согласно пункту 5.2.1 ГОСТа Р52290-2004 дорожные знаки изготовляют с использованием световозвращающих материалов, с внутренним освещением, с внешним освещением. Все детали и сборочные единицы знаков должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие (пункту 5.2.4).
Пункт 5.3 ГОСТа Р52290-2004 устанавливает требования к материалам, из которых изготавливаются знаки: изображения знаков следует выполнять световозвращающими материалами или красками, обеспечивающими значения координат цветности; материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- железнодорожный переезд 8347 км. оборудован предупреждающим дорожным знаком 1.3.2 "Многопутная железная дорога", который требует освежения его окраски;
- на железнодорожном переезде "Биршоссе" не очищены желоба;
- на железнодорожном переезде "Чермет" с правой стороны по ходу движения отсутствует направляющий столбик, а также отсутствует сопряжение настила с проезжей частью;
- на железнодорожном переезде "Рыбсбыт" отсутствует сопряжение настила с проезжей частью, и дорожный знак 1.3.1 "Однопутная железная дорога" необходимо обновить;
- на железнодорожном переезде "5-я ветка" с правой стороны по ходу движения отсутствует направляющий столбик.
Факты нарушения обществом требований по содержанию и эксплуатации железнодорожных переездов зафиксированы в акте проверки от 22.01.2010 и постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2010, которые подписаны представителем дороги без каких-либо замечаний.
Кроме того, факт нарушения на момент проведения проверки обязательных требований к содержанию железнодорожных переездов подтвержден самим обществом в письме от 25.02.2010 N 21, согласно которому по выявленным в ходе проверки семи замечаниям составлены мероприятия, определены сроки устранения и ответственные лица. По состоянию на 25.02.2010 проведена работа по устранению выявленных замечаний на железнодорожных переездах, расположенных по ст. Биробиджан: "Биршоссе" - выполнена очистка желобов; заменены на новые предупреждающие знаки на железнодорожных переездах 8347 км. и "Рыбсбыт". Направляющие столбики планируется установить до 30.03.2010 по мере оттаивания балласта, выправка сопряжения настила с проезжей частью будет произведена в срок до 15.04.2010 при повышении температуры воздуха выше нуля градусов.
С учетом изложенных обстоятельств суды сделали правильный вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А16-248/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факты нарушения обществом требований по содержанию и эксплуатации железнодорожных переездов зафиксированы в акте проверки от 22.01.2010 и постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2010, которые подписаны представителем дороги без каких-либо замечаний.
Кроме того, факт нарушения на момент проведения проверки обязательных требований к содержанию железнодорожных переездов подтвержден самим обществом в письме от 25.02.2010 N 21, согласно которому по выявленным в ходе проверки семи замечаниям составлены мероприятия, определены сроки устранения и ответственные лица. По состоянию на 25.02.2010 проведена работа по устранению выявленных замечаний на железнодорожных переездах, расположенных по ст. Биробиджан: "Биршоссе" - выполнена очистка желобов; заменены на новые предупреждающие знаки на железнодорожных переездах 8347 км. и "Рыбсбыт". Направляющие столбики планируется установить до 30.03.2010 по мере оттаивания балласта, выправка сопряжения настила с проезжей частью будет произведена в срок до 15.04.2010 при повышении температуры воздуха выше нуля градусов.
С учетом изложенных обстоятельств суды сделали правильный вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2010 г. N Ф03-5197/2010 по делу N А16-248/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании