Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф03-5697/2010
по делу N А73-19428/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "АС Амур" - Краснова Н.Г., представитель по доверенности от 30.10.2009 N 120; Каргин А.Н., представитель по доверенности от 30.10.2009 N 121; от ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ - Перемышленникова О.Н., представитель по доверенности от 11.01.2010 N 4; Евдокимова Н.К., представитель по доверенности от 05.05.2010 N 42; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 09.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А73-19428/2009 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации, о признании незаконным действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Артель старателей "Амур" (далее - ОАО "АС Амур", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС по Хабаровскому краю, отделение, государственное учреждение) по отказу в финансировании в 2009 году предупредительных мер, выраженных в протоколе от 09.09.2009 N 5.
Определением от 29.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, Фонд).
Решением суда от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010, заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия отделения ФСС по Хабаровскому краю признаны судом незаконными, а на государственное учреждение, кроме того, возложена обязанность по принятию решения по заявлению страхователя с учетом представленных документов в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н (далее - Правила).
В кассационной жалобе отделение ФСС по Хабаровскому краю и его представители в судебном заседании, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на отсутствие оценки взаимной связи доказательств, просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды, принимая обжалуемые судебные акты, не исследовали и не установили, что ОАО "АС Амур", не исполнив обязанность по уплате страховых взносов и не представив полного пакета документов, не имеет права на финансирование предупредительных мер. В свою очередь государственное учреждение полагает, что им представлено достаточно доказательств, которые в совокупности подтвердили наличие оснований для отказа обществу в финансировании предупредительных мер, а именно: наличие у общества недоимки и представление неполного пакета документов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании доводы отделения ФСС по Хабаровскому краю отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
ФСС РФ отзыв на кассационную жалобу не представил, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 08.09.2009 обществом в отделение ФСС по Хабаровскому краю подано заявление от 31.08.2009 N 1534а о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 11 817 139,32 руб.
Комиссией отделения по вопросам финансирования страхователями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, установлению скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято решение об отказе обществу в финансировании предупредительных мер, оформленное протоколом от 09.09.2009 N 5 (пункт 1.6).
Основанием для отказа послужило наличие недоимки со ссылкой на пункт 5 Правил, о чем отделение ФСС по Хабаровскому краю письмами от 11.09.2009 N 0113/07-8587 и от 28.09.2009 N 05-03/2709/1212 сообщило обществу.
Посчитав действия отделения по отказу в финансировании предупредительных мер незаконными, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Порядок рассмотрения заявлений страхователей о финансировании предупредительных мер и принятия по ним решения регулируется пунктом 5 Правил, согласно которому решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается, в том числе - по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000,0 тыс. рублей, - исполнительным органом Фонда после согласования с Фондом.
Указанным пунктом Правил регламентирован и порядок согласования решения, принимаемого по заявлению такой категории страхователей. Так, исполнительный орган Фонда в 3-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в 15-дневный срок со дня их поступления. Решение исполнительного органа Фонда в 3-дневный срок с даты его принятия или по лучения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании или при отказе в согласовании - с обоснованием их причин).
О необходимости соблюдения исполнительными органами Фонда предусмотренного пункта 5 Правил порядка принятия решений также обращено внимание в пункте 4 письма Фонда от 20.02.2008 N 02-18/06/1536.
Судами установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных обществом за 2008 год, составляет более 62 млн. руб., следовательно, отделение как исполнительный орган Фонда вправе по заявлению общества принять решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании только по согласованию с Фондом.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений пункта 5 Правил какие-либо документы отделением ФСС по Хабаровскому краю в Фонд не направлялись, согласование имело место лишь посредством телефонной связи (устного согласования), что не предусмотрено пунктом 5 Правил.
Кроме того, оспариваемое решение об отказе обществу в финансировании предупредительных мер принято отделением на следующий день после поступления заявления общества, вместо предусмотренного пунктом 5 Правил 21-дневного срока рассмотрения заявлений страхователей о финансировании предупредительных мер и принятия по ним решения, что свидетельствует об отсутствии возможности ФСС РФ ознакомиться с представленным страхователем пакетом документов.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что действия отделения по отказу обществу в финансировании предупредительных мер без надлежащего согласования с Фондом противоречат пункту 5 Правил и, соответственно, признание в связи с этим действий незаконными, является правильным.
На основании вышеизложенного не принимаются судом кассационной инстанции во внимание доводы отделения ФСС по Хабаровскому краю о причинах отказа обществу в финансировании предупредительных мер, тем более что данные доводы были предметом рассмотрения, оценки судов обеих инстанций и правомерно отклонены как не нашедшие своего подтверждения материалами дела. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судов и об их несоответствии обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных ими доказательств, что противоречит статье 286 АПК РФ.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты как принятые с правильным применением судами норм материального и процессуального права отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А73-19428/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных обществом за 2008 год, составляет более 62 млн. руб., следовательно, отделение как исполнительный орган Фонда вправе по заявлению общества принять решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании только по согласованию с Фондом.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений пункта 5 Правил какие-либо документы отделением ФСС по Хабаровскому краю в Фонд не направлялись, согласование имело место лишь посредством телефонной связи (устного согласования), что не предусмотрено пунктом 5 Правил.
Кроме того, оспариваемое решение об отказе обществу в финансировании предупредительных мер принято отделением на следующий день после поступления заявления общества, вместо предусмотренного пунктом 5 Правил 21-дневного срока рассмотрения заявлений страхователей о финансировании предупредительных мер и принятия по ним решения, что свидетельствует об отсутствии возможности ФСС РФ ознакомиться с представленным страхователем пакетом документов.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что действия отделения по отказу обществу в финансировании предупредительных мер без надлежащего согласования с Фондом противоречат пункту 5 Правил и, соответственно, признание в связи с этим действий незаконными, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2010 г. N Ф03-5697/2010 по делу N А73-19428/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании