Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2010 г. N Ф03-6039/2010
по делу N А59-552/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе - Казарцева О.А., представитель по доверенности от 17.12.2009 N 42 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе на решение от 26.03.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А59-552/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества "Южно-Сахалинский водоканал" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2010 N 20-10-001/пн.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский водоканал" (далее - ОАО "Южно-Сахалинский водоканал", акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе (далее - региональное отделение ФСФР, РО ФСФР России в ДФО) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.01.2010 N 20-10-001/пн.
Решением арбитражного суда от 26.03.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010, заявление акционерного общества удовлетворено. Оспоренное постановление регионального отделения ФСФР признано незаконным и отменено на основании статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
На данные судебные акты РО ФСФР России в ДФО подана кассационная жалоба, в которой указано на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, акционерное общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, основания для квалификации совершенного им правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поэтому предложено отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Южно-Сахалинский водоканал".
Акционерное общество в отзыве на жалобу просит оставить решение и постановление без изменения как принятые с правильным применением норм материального права; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя регионального отделения ФСФР, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, РО ФСФР России в ДФО проведена проверка ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" по вопросам соблюдения Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), в ходе которой установлено, что при создании акционерного общества не был зарегистрирован выпуск ценных бумаг.
Для устранения выявленных нарушений региональным отделением ФСФР в адрес общества направлено предписание от 16.11.2009 N 20-09-МА-03/683 о представлении в регистрирующий органа в 15-ти дневный срок с даты получения данного предписания комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, которое получено 20.11.2009 и не исполнено в установленный срок.
По данному факту региональным отделением ФСФР 14.01.2010 в отношении акционерного общества составлен протокол N 20-10-001/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 28.01.2010 РО ФСФР России в ДФО вынесено постановление N 20-10-001/пн о назначении акционерному обществу административного наказания, предусмотренного вышеназванной статьей КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 500000 рублей.
Названное постановление регионального отделения ФСФР оспорено акционерным обществом в судебном порядке. Арбитражный суд, рассматривая возникший спор, пришел к выводам о наличии в действиях ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, однако расценил это правонарушение в качестве малозначительного, поэтому освободил его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 2.9, части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, статьей 19, 44 Закона о рынке ценных бумаг, пункта 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), пункта 5.3.7 Положения "О Федеральной службе по финансовым рынкам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение о Федеральной службе).
Материалами дела подтверждается факт неисполнения акционерным обществом предписания регионального отделения ФСФР о представлении необходимых документов для регистрации выпуска акций.
Не выполнив в установленный срок законного предписания территориального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" допустило нарушение вышеуказанных норм Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов и Положения о Федеральной службе, что явилось основанием для привлечения его к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая данное правонарушение малозначительным и применяя статью 2.9 КоАП РФ, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суды обеих инстанций посчитали, что вменяемое акционерному обществу административное правонарушение, с учетом отсутствия коммерческой деятельности ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" по настоящее время, отсутствия прибыли и обращения акций акционерного общества на финансовом рынке, совершения правонарушения впервые, не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, поэтому расценили содеянное в качестве малозначительного.
Выводы судов о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП не противоречат разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 вышеназванного Постановления Пленума, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ направлены на переоценку исследованных судами доказательств по делу и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие доводы подлежат отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 26.03.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А59-552/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не выполнив в установленный срок законного предписания территориального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, ОАО "Южно-Сахалинский водоканал" допустило нарушение вышеуказанных норм Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов и Положения о Федеральной службе, что явилось основанием для привлечения его к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая данное правонарушение малозначительным и применяя статью 2.9 КоАП РФ, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Выводы судов о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП не противоречат разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 вышеназванного Постановления Пленума, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2010 г. N Ф03-6039/2010 по делу N А59-552/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании