Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 сентября 2010 г. N Ф03-5915/2010
по делу N А73-1768/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от заявителя: МУП г.Хабаровска "Водоканал" - Ярошенко О.А. - начальник юридического отдела, дов.N 156 от 26.07.2010, от ответчика: Министерства природных ресурсов Хабаровского края - Зельник Ю.В. - главный специалист отдела правового обеспечения, дов.N 6328-933 от 27.01.2009, от третьего лица: Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Хабаровскому краю - Очаков С.Н. - заместитель руководителя, дов. N 05-21/1563 от 04.06.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Водоканал" на решение от 16.04.2010 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А73-1768/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Водоканал" к о признании незаконным отказа в предоставлении водных объектов в пользование для сбора сточных вод от 04.09.2009 N 6.3.26-12007.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании недействительным мотивированного отказа в предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных вод по выпускам N 4, N 8, N 9 от 04.09.2009 N 6.3.26-12007 в части отказа по выпуску N 4.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов по Хабаровскому краю. Решением суда от 16.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, МУП города Хабаровска "Водоканал" ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель МУП города Хабаровска "Водоканал" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Хабаровскому краю в судебном заседании против доводов жалобы возражали, просили решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, МУП города Хабаровска "Водоканал" обратилось в Министерство природных ресурсов Хабаровского края с заявлением о выдаче решений о предоставлении в пользование водных объектов - протока Амурская и ручей Безымянный для сброса сточных вод через выпуски N 4, N 8, N 9.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края 04.09.2009 с сопроводительным письмом N 6.3.26-12007 возвратило предприятию пакет документов, мотивируя это тем, что согласно представленным документам выпуски сточных вод в протоку Амурская и ручей Безымянный N 4, N 8, N 9 осуществляются без очистки с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, что ведёт к ухудшению экологического состояния вышеназванных объектов и является нарушением требований пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ.
Полагая отказ в предоставлении водного объекта незаконным, МУП города Хабаровска "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водное законодательство основывается на принципах, закреплённых в статье 3 Водного кодекса Российской Федерации, к числу которых относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритет охраны водных объектов перед их использованием, принцип взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (пункт 11 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
К гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (статья 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений").
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Кодекса к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно статье 9 Кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом.
В пункте 2 части 2 статьи 11 Кодекса сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части в пользование, должно обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный государственный орган или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится данный водный объект.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование" установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
В соответствии с установленным порядком исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Пунктом 26 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод кроме сведений, указанных в пункте 24 Правил, должно содержать указание места сброса сточных и (или) дренажных вод, объем сброса сточных и (или) дренажных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и (или) дренажных вод. При этом значения показателей устанавливаются на уровне нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водные объекты, с учётом назначения водного объекта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Разрешая спор, судебные инстанции установили, что сброс сточных вод по выпуску N 4 производится без очистки. Согласно государственной статистической отчётности по форме 2 ТП (водхоз) "Об использовании воды" за 2008 год МУП г.Хабаровска "Водоканал" осуществляет сброс неочищенных сточных вод в протоку Амурская через выпуск N 4 с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что отказ в предоставлении водного объекта является мотивированным, заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к водопользователю, в связи с чем отказ в предоставлении водного объекта признан законным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 16.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А73-1768/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 26 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод кроме сведений, указанных в пункте 24 Правил, должно содержать указание места сброса сточных и (или) дренажных вод, объем сброса сточных и (или) дренажных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и (или) дренажных вод. При этом значения показателей устанавливаются на уровне нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водные объекты, с учётом назначения водного объекта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2010 г. N Ф03-5915/2010 по делу N А73-1768/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании