Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 сентября 2010 г. N Ф03-6534/2010
по делу N А59-183/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области - Шнайдер С.В., представитель по доверенности от 27.10.2009 N 17; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни на решение от 12.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А59-183/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Сахалинской таможни к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании недействительным в части предписания об устранении нарушений законодательства.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Сахалинской области решением от 12.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010, отказал Сахалинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 раздела 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - управление, Управление Росфиннадазора) об устранении нарушений законодательства от 14.12.2009 N 61-03-156/3890.
В кассационной жалобе Сахалинская таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить.
В отзыве на жалобу Управление Росфиннадазора и его представитель в судебном заседании просят оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебное заседание не обеспечила.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя Управления Росфиннадазора, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что вывод судов о нарушении таможней статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) сделан без учета требований трудового законодательства, а именно статей 139, 165-168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и фактических обстоятельств дела.
По мнению заявителя жалобы, трудовое законодательство закрепляет лишь гарантированный минимальный размер выплат работнику, находящемуся в командировке, тогда как работодатель может в свою очередь предусмотреть в локальном нормативном правовом акте возможность для сохранения работникам заработной платы за период командировки соответственно в пределах планируемого фонда оплаты труда.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с выводом Управления Росфиннадазора о наличии у таможни "дебиторской задолженности прошлых лет", так как Инструкция N 148н по бюджетному учету не предусматривает возврат на лицевой счет таможни задолженности ее работников.
Как видно из материалов дела, при проведении в Сахалинской таможне плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области установлено нарушение статьи 139 ТК РФ, пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". В частности, при направлении работников Сахалинской таможни в служебные командировки не производился расчет среднего заработка за дни нахождения работника в командировке, заработная плата начислялась и выплачивалась из расчета пятидневной рабочей недели. В результате указанного нарушения допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в общей сумме 1912 руб.
Предписанием от 14.12.2009 N 61-03-156/3890 Управление Росфиннадазора обязало Сахалинскую таможню устранить выявленные нарушения.
Согласно данному предписанию заявителю в срок до 15.01.2010 необходимо было в установленном законом порядке перечислить восстановленные средства в доход федерального бюджета как дебиторскую задолженность прошлых лет, а также обеспечить соблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 922 в части начисления и выплаты заработной платы работникам за период нахождения в командировке; приказа Казначейства Российской Федерации от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" в части перечисления средств в доход федерального бюджета.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения Сахалинской таможни в арбитражный суд с заявлением о признания предписания управления недействительным в части.
В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 БК РФ, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, Росфинндазор и его территориальные органы наделены правом осуществления функций государственного финансового контроля, включая контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета. Следовательно, нарушение любых норм законодательства, влекущих необоснованное (неправомерное) расходование бюджетных средств, является нарушением бюджетного законодательства.
Сахалинская таможня является получателем бюджетных средств, выделяемых их федерального бюджета для обеспечения выполнения функций в области таможенного дела. При этом, являясь органом государственной власти, таможня наделяется имуществом, в том числе денежными средствами, на праве оперативного управления, содержание которого составляют правомочия владения, пользования и распоряжения этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом собственником указанного имущества является Российская Федерация.
Из изложенного следует, что расходование денежных средств, выделяемых из бюджета, должно осуществляться таможенным органом в строгом соответствии с федеральным законодательством и порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочия собственника федерального имущества.
Согласно статье 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает, в том числе, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 167 ТК РФ установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со статьей 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного указанной статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвердившее Положение с аналогичным названием.
Кроме того, согласно пункта 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено, что за время командировки сохраняется средний заработок, а не производится оплата за фактически отработанное время.
Поскольку ревизией установлено, что при исчислении заработной платы сотрудников, командированных в 2008 году в пгт. Южно-Курильск на Южно-Курильский таможенный пост, Сахалинской таможней не производился расчет среднего заработка за дни нахождения работника в командировке, а заработная плата начислялась и выплачивалась из расчета пятидневной рабочей недели с учетом подпункта "д" пункта 2 Приложения N 1 к изданному локальному нормативному акту - приказу Сахалинской таможни от 29.12.2006 N 571 "Об учетной политике Сахалинской таможни", то арбитражный суд правомерно отказал Сахалинской таможне в признании недействительным предписания контролирующего органа, направленного на устранение нарушения законодательства, регламентирующего расходование выделяемых из бюджета денежных средств.
Управлением Росфиннадазора в ходе ревизии также установлено, что таможенным органом произведен перерасчет заработной платы при нахождении работников в командировке с учетом среднего заработка, а неправомерно исчисленные денежные средства в сумме 1646 руб. взысканы с работников Сахалинской таможни путем удержания из заработной платы в марте 2009 года.
При этом таможней в нарушение Инструкции о порядке открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, денежные средства за 2008 год в сумме 1646 руб., удержанные из заработной платы работников таможенного органа в марте 2009 года, не были зачислены на лицевой счет учреждения, в результате чего дебиторская задолженность прошлых лет не была перечислена в доход федерального бюджета.
Причем требование о перечислении указанных сумм в доход федерального бюджета не является мерой принуждения согласно статье 289 БК РФ, так как выявленное нарушение не является нецелевым использованием бюджетных средств, а является требованием, направленным на исправление допущенной ошибки, связанной с ненадлежащим исполнением бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 283 БК РФ основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Требование Управления Росфиннадазор о перечислении восстановленных средств в доход федерального бюджета как дебиторской задолженности прошлых лет обусловлено особенностью бюджетного учета и порядком расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой на каждый финансовый год, а также Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке: ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью на дату обнаружения ошибки. При этом дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
Судом установлено, что ошибка в начислении среднего заработка за 2008 год была выявлена таможенным органом в следующем финансовом году, и удержанные с работников таможни денежные средства поступили в кассу после доведения до Сахалинской таможни бюджетных ассигнований на 2009 год.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств, реализуя бюджетные полномочия, принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. Следовательно, в 2009 году Сахалинская таможня вправе осуществлять расходы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2009 год. Средства, удержанные таможней с физических лиц в 2009 году в погашение долга 2008 года (вследствие исправления ошибки 2008 года), не являются лимитами бюджетных обязательств 2009 года, следовательно, в отношении указанных денежных средств таможенный орган не обладает правом бюджетных полномочий.
При изложенных обстоятельствах являются несостоятельными доводы заявителя жалобы относительно определения "дебиторской задолженности прошлых лет и понятия дебитора", так как средства полученные (возмещенные) в текущем году в счет погашение долга 2008 года, т.е. относящиеся к лимитам бюджетных обязательств прошлого года, есть не что иное, как дебиторская задолженность получателя бюджетных средств перед бюджетом.
Поскольку доводы, приведенные таможней в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 12.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А59-183/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке: ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью на дату обнаружения ошибки. При этом дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
...
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств, реализуя бюджетные полномочия, принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. Следовательно, в 2009 году Сахалинская таможня вправе осуществлять расходы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2009 год. Средства, удержанные таможней с физических лиц в 2009 году в погашение долга 2008 года (вследствие исправления ошибки 2008 года), не являются лимитами бюджетных обязательств 2009 года, следовательно, в отношении указанных денежных средств таможенный орган не обладает правом бюджетных полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 сентября 2010 г. N Ф03-6534/2010 по делу N А59-183/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании