Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 сентября 2010 г. N Ф03-6040/2010
по делу N А59-140/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А59-140/2010 Арбитражного суда Сахалинской области о заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании недействительным ненормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы" (далее - предприятие, ФГУП "Нацрыбресурс") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 26.11.2009 N 300 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара, долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов".
Решением суда от 29.03.2010 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на недоказанность оснований для включения ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в Реестр хозяйствующих субъектов и несоответствие оспариваемого приказа Закону о защите конкуренции.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ФГУП "Нацрыбресурс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права, решение суда оставить в силе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 25.05.2001 между Арендодателем Комитетом администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом, Балансодержателем Государственной администрации Холмского морского рыбного порта и Арендатором ООО "Сахалинский западный морской порт" заключен договор аренды N 899, согласно пункту 1.1. которого Арендодатель при участии Балансодержателя передает, а Арендатор принимает в аренду (за плату во временное пользование) государственное федеральное имущество, расположенное в морском рыбном порту Холмск в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Договору (далее - договор аренды от 25.05.2001).
Приложением N 1 к договору аренды от 25.05.2001, с внесенными в него изменениями соглашением от 26.06.2001, определен Перечень федерального имущества, передаваемого в аренду ООО "Сахалинский западный морской порт": вспомогательные причалы NN1, 2, грузовые причалы NN 5, 6, 7, 8, инженерные сети причалов, Западное берегоукрепление, Южный мол входных ворот, Северный мол входных ворот, причал N 5-а.
По актам приема-передачи (Приложение N 3 к договору аренды от 25.05.2001, Приложение к соглашению от 26.06.2001) федеральное имущество передано ООО "Сахалинский западный морской порт".
Дополнительным соглашением от 01.09.2005 к договору аренды от 25.05.2001 в связи с прекращением ООО "Сахалинский западный морской порт" своей деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" стороны признали в качестве Арендатора СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" с переходом к последнему всех прав и обязанностей Арендатора согласно договору.
12.04.2007 стороны заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 25.05.2001 и Приложение N 1 от 12.04.2007 к нему, которым определили перечень федерального имущества, передаваемого в аренду: вспомогательные причалы NN 1, 2, инженерные сети причалов, грузовые причалы NN 5, 6, 7, 8, причал N 5-а.
Дополнительным соглашением от 01.01.2008 к договору аренды от 25.05.2001 внесены изменения, согласно которым сторонами договора являются: ФГУП "Национальные рыбные ресурсы", именуемое "Арендодатель" (Балансодержатель) и ООО "Сахалин-Шельф-Сервис", именуемое "Арендатор".
СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области с письмом от 01.10.2009 N 4240, в котором указало, что ФГУП "Нацрыбресурс" уведомило СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" о повышении арендной платы по договору с 59852 руб. без НДС до 6 332 000 руб. без НДС в год, что составляет более 10500%. Просило оценить действия ФГУП "Нацрыбресурс" по установлению необоснованной высокой арендной платы за причалы на предмет соответствия антимонопольному законодательству.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на основании проведенного анализа товарного рынка, пришло к выводу, что в настоящем случае имеет место факт доминирования ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" на товарном рынке по отношению к СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис", и включило предприятие в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара, долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", о чем издан приказ N 300 от 26.11.2009 (далее - приказ N 300 от 26.11.2009).
В приложении N 1 к названному приказу было указано основание внесения в реестр - услуги по передаче во временное пользование гидротехнических сооружений - государственного федерального имущества. Данной услуге управление присвоило код по группировкам общероссийских классификаторов 70.32.
Не согласившись с приказом N 300 от 26.11.2009, предприятие обралось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в качестве товара антимонопольным органом были определены гидротехнические сооружения.
Арбитражный апелляционный суд, указав на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие данный вывод суда и не выявлены какие-либо лица, которыми могли передаваться во временное пользование другим лицам гидротехнические сооружения в границах Холмского морского рыбного порта, посчитал данный вывод суда неправильным и отменил решение.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет полномочия по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 утверждены "Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила).
Включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35% на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (пункт 4 Правил).
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 13 Правил основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр является аналитический отчет, подготовленный антимонопольным органом, в том числе по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 утвержден "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Порядок), согласно подпункту "д" пункта 1 которого Порядок используется при формировании реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
В силу пункта 2 Порядка под товарным рынком (для целей проведения анализа) понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Пунктом 3 Порядка предусмотрены этапы проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Согласно пункту 13 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.
Пунктом 23 Порядка установлена процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
В рассматриваемом случае судом установлено, что оспариваемый приказ о включении ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, принят на основании данных аналитического отчета оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче во временное пользование гидротехнических сооружений - государственного федерального имущества (морских причальных сооружений - причалов NN 1, 2, 5, 5А, 6, 7. 8, а также инженерных сетей причалов) в географических границах локального товарного рынка - территория Холмского морского рыбного порта Сахалинской области (далее - аналитический отчет).
Аналитический отчет составлен на основании данных анализа и оценки состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке при рассмотрении заявления СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис", в ходе проведения которых были определены: временной интервал исследования товарного рынка - за период 2008 год, девять месяцев 2009 года.
Согласно отчету продуктовые границы товарного рынка определены услугой - по передаче во временное пользование гидротехнических сооружений. Определение продуктовых границ товарного рынка проведено в соответствии с предварительным определением товара на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар и с использованием "Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКВЭД), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст.
Проанализировав положения аналитического отчета, суд первой инстанции сделал вывод о том, что фактически рассматриваемым товаром при проведении управлением анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке являются гидротехнические сооружения.
Однако предприятие не осуществляет деятельность по предоставлению причалов и не оказывает услуги по обслуживанию и переработке грузов морских судов.
Кроме того, в ОКВЭД такой вид услуг, как услуги по передаче во временное пользование гидротехнических сооружений - государственного федерального имущества, не предусмотрен.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что приказ N 300 от 26.11.2009 не соответствует Закону о защите конкуренции и приказу Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" и оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А59-140/2010 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, решение суда от 29.03.2010 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав положения аналитического отчета, суд первой инстанции сделал вывод о том, что фактически рассматриваемым товаром при проведении управлением анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке являются гидротехнические сооружения.
Однако предприятие не осуществляет деятельность по предоставлению причалов и не оказывает услуги по обслуживанию и переработке грузов морских судов.
Кроме того, в ОКВЭД такой вид услуг, как услуги по передаче во временное пользование гидротехнических сооружений - государственного федерального имущества, не предусмотрен.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что приказ N 300 от 26.11.2009 не соответствует Закону о защите конкуренции и приказу Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" и оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 сентября 2010 г. N Ф03-6040/2010 по делу N А59-140/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании