Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 октября 2010 г. N Ф03-7022/2010
по делу N А51-19208/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 13.05.2010 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А51-19208/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску администрации Партизанского городского округа Приморского края к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 775918 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 г.
Администрация Партизанского городского округа Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 775918 руб. убытков, причиненных в результате передачи в собственность участковому уполномоченному милиции Салкову Н.В. принадлежавшей муниципальному образованию Партизанского городского округа на праве собственности однокомнатной квартиры полезной площадью 28,6 кв.м, расположенной по адресу: Приморский край, г.Партизанск, ул.Щорса, д.1а, кв.56, складывающихся из стоимости данной квартиры.
Решением суда от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции" обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. При этом действующее законодательство, полагает он, не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из бюджета вышестоящего уровня.
Кроме того, ссылается на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство внутренних дел РФ, на неподведомственность данного спора, вытекающего из межбюджетных правоотношений, к компетенции арбитражного суда, а также на необоснованное непринятие судом довода о необходимости определения стоимости квартиры на основании сведений о стоимости квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Партизанского городского суда Приморского края от 30.01.2008 суд обязал истца предоставить участковому уполномоченному милиции ОВД по Партизанскому городскому округу Приморского края Салкову Н.В. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры или дома общей площадью не менее 28 кв.м.
Указанное решение Партизанского городского суда Приморского края исполнено истцом 13.04.2009 путем предоставления Салкову Н.В. в собственность являвшейся муниципальной собственностью Партизанского городского округа квартиры полезной площадью 28,6 кв.м, расположенной по адресу: Приморский край, г.Партизанск, ул.Щорса, д.1а, кв.56 (квартира), что подтверждается заключенным истцом и Салковым Н.В. договором N 12195 на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 13.04.2009.
Невозмещение из федерального бюджета истцу расходов по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому милиционеру в сумме 775918 руб. послужило основанием для обращения с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом судом установлено, что на настоящий момент федеральным законодателем еще не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом.
В части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, то они отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А51-19208/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2010 г. N Ф03-7022/2010 по делу N А51-19208/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании