Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 октября 2010 г. N Ф03-7077/2010
по делу N А51-1426/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края - Мозжерина Я.Г., ведущий консультант по доверенности от 12.01.2010 N 1.4-2/47/11; Департамента финансов ПК - Холманова Е.С., ведущий консультант по доверенности от 21.09.2009 N 24 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края, на решение от 14.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу N А51-1426/2010 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Молодежно-культурный центр "Взгляд" к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края о взыскании 3990500 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Молодежно-культурный центр "Взгляд" (далее - ООО "Молодежно-культурный центр "Взгляд") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - Управление) о взыскании 3990500 руб. задолженности по государственному контракту от 14.07.2009 N 47/09-5.
Определением от 11.03.2010 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края (далее - Департамент).
Решением суда от 14.05.2010 с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу ООО "Молодежно-культурный центр "Взгляд" взыскано 3800000 руб. основного долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
При этом суд признал Департамент ответственным за ненадлежащее исполнение со стороны заказчика по государственному контракту своих финансовых обязательств.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 решение от 14.05.2010 изменено в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины, увеличив ее размер до 30500 руб. со ссылкой на ошибочность расчета первой инстанции.
В остальном иск удовлетворен за счет Департамента в том же объеме и по тем же мотивам.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Департамента финансов Приморского края, считающего их незаконными в части взыскания с него спорной суммы иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Департамент не должен нести ответственность за неисполнение государственного контракта от 14.07.2009 N 47/09-5, который им не заключался.
Также он указал на неправильное определение судом апелляционной инстанции размера госпошлины, подлежащей взысканию с Департамента.
Остальные лица, участвующие в деле, доводы жалобы отклонили по мотивам, изложенным в отзывах.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав пояснения ответчиков, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу частично безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, распоряжением Администрации Приморского края N 222-ра от 07.05.2009 о проведении в городе Владивостоке в период с 06 по 08 октября 2009 года Четвертого международного экологического форума "Природа без границ" утвержден план мероприятий по подготовке и проведению форума с назначением ответственных лиц и органов власти, в числе которых оговорены функции и мероприятия, ответственным исполнителем по которым определено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
В соответствии с п. 6.4 Постановления от 22.12.2008 N 337-па Администрации Приморского края "О мерах по реализации Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2009 год" Управление обратилось в Департамент финансов Приморского края с письмом от 08.05.2009 о направлении проекта госконтракта на оказание услуг единого оператора по подготовке и проведению форума на сумму 4189400 руб. и согласовании авансового платежа в размере 20%.
Письмом от 27.05.2009 N 24/09-07.2/307 Департамент согласовал конкурсную документацию и проект контракта на сумму 4189400 руб. без авансового платежа, указав, что оплата по контракту должна производиться только по факту выполненных работ (оказанных услуг).
По результатам проведения открытого конкурса и в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок от 29.06.2009 N 1058340/3 между Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (заказчик) и ООО "Молодежно-культурный центр "Взгляд" (исполнитель) заключен государственный контракта от 14.07.2009 N 47/09-5 на оказание услуг единого оператора по подготовке и проведению Четвертого международного экологического форума "Природа без границ" в г.Владивостоке 06-08 октября 2009 года.
В соответствии со ст. 1 контракта исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по подготовке и проведению Форума в соответствии со Спецификацией на оказание услуг единого оператора (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги. Услуги должны быть выполнены исполнителем в период с 14 июля по 9 ноября 2009 года в соответствии с оговоренными приложением N 1 к контракту сроками.
Общая стоимость услуг согласно п. 2.1 договора составляет 3800000 руб.
Порядок расчетов определен сторонами в ст.ст. 2, 4 договора, согласно которым авансовые платежи не предусмотрены, исполнитель по мере оказания услуг предоставляет промежуточные финансовые документы (по факту поэтапного исполнения условий контракта (финансовый отчет, счет-фактуру, акт приемки-передачи услуг), после чего заказчик формирует финансовую заявку до 10 числа текущего месяца на следующий месяц на основании с момента подачи исполнителем финансовых документов, оплата осуществляется заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета путем их перечисления на расчетный счет исполнителя.
Окончательный расчет по контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании счета, акта приемки-сдачи услуг в течение 10 банковских дней со дня оказания услуг и получения платежных документов (п. 2.4 контракта).
Рассматривая спор, судом был установлен из представленных стороною документов факт оказания истцом услуг по условиям государственного контракта от 14.07.2009 N 47/09-5 на сумму 3800000 руб., что ответчиками не оспаривается.
Ввиду отсутствия в свою очередь со стороны заказчика оплаты данной суммы суд сделал правильный вывод о правомерности исковых требований в указанном размере в соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ.
Исковые требования на сумму 190500 руб. отклонены судом по мотиву отсутствия таких расходов в соответствии с условиями государственного контракта и осуществления их исполнителем без надлежащего согласования (пункт 9.1) с заказчиком.
Данный вывод суда обоснован и сторонами не обжалован.
Определяя надлежащего ответчика по делу - Департамент финансов Приморского края, арбитражные суды обеих инстанций исходили из следующего.
На основании положений п.п. 1, 2 ст. 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ потребности субъекта РФ, а также государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (п. 1 ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно ст. 764 ГК РФ по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании ст.ст. 125, 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в рассматриваемом случае - публично-правовое образование Приморский край.
Как правильно указывалось судом, заключение и исполнение государственного контракта от 14.07.2009 N 47/09-5 обусловлено нуждами субъекта Российской Федерации - Приморского края в проведении Четвертого международного экологического форума "Природа без границ", а не потребностью Управления как государственного заказчика в спорных услугах.
Последнее приняло на себя функции государственного заказчика, действуя при этом от имени и в интересах Приморского края.
Судом из находящихся в деле документов было выяснено, что Управление, являясь в 2009 году главным распорядителем бюджетных средств (приложение 9 к Закону Приморского края от 17.12.2009 N 354-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год"), не получило финансирование на проведение Четвертого международного экологического форума "Природа без границ", и с 01.01.2010 оно утратило данные полномочия, о чем свидетельствовало уведомление N 35 от 29.12.2009 о бюджетных ассигнованиях.
Законом Приморского края от 25.12.2009 N 544-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год" главный распорядитель спорных расходов (статья 450 85 00) не определен.
Проанализировав совокупность обстоятельств дела и оценив представленные доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд обоснованно признал Департамент ответственным за ненадлежащее исполнение государственного контракта от 14.07.2009 N 47/09-5 и удовлетворил иск путем взыскания долга с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края согласно ст.ст 126, 763, 764 ГК РФ, пункта 10 статьи 158, пункта 3 статьи 219 БК РФ, с учетом пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 60, статьи 65 Устава Приморского края.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении судом надлежащего ответчика были предметом оценки в судах обеих инстанций, не подлежащей пересмотру в кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции были ошибочно рассчитаны расходы по уплате государственной пошлины, возлагаемые на Департамент (30500 руб.).
Исходя из пункта 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, то судебные расходы относятся на лиц пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Учитывая, что заявленные исковые требования - 3990500 руб. были удовлетворены на сумму 3800000 руб. основного долга, то госпошлина, возлагаемая на ответчика, должна составлять 29951,48 руб. из уплаченной истцом 31453 руб.
Данный размер госпошлины, взыскиваемой со стороны, был правильно рассчитан судом первой инстанции, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для изменения в этой части решения от 14.05.2010.
Таким образом, постановление от 13.07.2010 в части взыскания с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Молодежно-культурный центр "Взгляд" 30500 руб. расходов по оплате государственной пошлины подлежит отмене.
В остальном решение от 14.05.2010 и постановление от 13.07.2010 являются законными и обоснованными, поэтому отмене либо изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу N А51-1426/2010 Арбитражного суда Приморского края в части взыскания с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Молодежно-культурный центр "Взгляд" 30500 руб. расходов по оплате государственной пошлины отменить, решение от 14.05.2010 в указанной части оставить в силе.
В остальной части решение от 14.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по данному делу оставить без изменения.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист, произвести поворот исполнения постановления в соответствии со статьями 325-326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Приморского края от 25.12.2009 N 544-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год" главный распорядитель спорных расходов (статья 450 85 00) не определен.
Проанализировав совокупность обстоятельств дела и оценив представленные доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд обоснованно признал Департамент ответственным за ненадлежащее исполнение государственного контракта от 14.07.2009 N 47/09-5 и удовлетворил иск путем взыскания долга с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края согласно ст.ст 126, 763, 764 ГК РФ, пункта 10 статьи 158, пункта 3 статьи 219 БК РФ, с учетом пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражным судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 60, статьи 65 Устава Приморского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2010 г. N Ф03-7077/2010 по делу N А51-1426/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании