Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 октября 2010 г. N Ф03-7032/2010
по делу N А24-546/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района: Е.В.Штанько - представитель по доверенности от 08.09.2010 б/н от Администрации Елизовского муниципального района: Е.В.Штанько - представитель по доверенности от 11.01.2010 б/н, рассмотрел кассационную жалобу Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района на решение от 21.05.2010, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А24-546/2010 Арбитражного суда Камчатского края, по иску Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, Главе Петропавловск-Камчатского городского округа Скворцову Владиславу Васильевичу, третьи лица: Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края, Елизовский муниципальный район в лице администрации Елизовского муниципального района, УМП коммунального хозяйства "Пионерское", МУСП "Пионерское", Пионерское сельское поселение в лице администрации Пионерского сельского поселения, Правительство Камчатского края, об обязании принять в собственность квартиры и подписать передаточный акт.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2010 г.
Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском об обязании принять в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа следующее имущество:
- квартиры N 2, N 3, N 4, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.2;
- квартиры N l, N 2, N 3, N 4, N 5, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.4;
- квартиры N 2, N 3, N 4, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.6;
- квартиры N l, N 2, N 3, N 4, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д. 7;
- квартиры N l, N 2, N 3, N 4, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.9;
- квартиры N l, N 2, N 3, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.11;
- квартиры N l, N 2, N 3, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.13;
- квартиры N l, N 2, N 3, N 4, расположенные в жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Дальняя, д.15; подписать Передаточный акт о разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности Елизовского муниципального района Камчатского края, между Елизовским муниципальным районом Камчатского края и Петропавловск - Камчатским городским округом в отношении указанного имущества.
Определением суда от 06.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края, Елизовский муниципальный район в лице администрации Елизовского муниципального района, Унитарное муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Пионерское", Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Пионерское", Пионерское сельское поселение в лице администрации Пионерского сельского поселения.
Определением суда от 27.04.2010 принято уточнение наименования имени соответчика - Глава Петропавловск-Камчатского городского округа Скворцов Владислав Васильевич, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Камчатского края.
Решением от 21.05.2010 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (с учетом пояснений к ней) Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые с неправильным применением норм права. Заявитель не согласен с выводом суда о необходимости принятия правового акта субъекта РФ об утверждении имущества и его разграничении между Елизовским муниципальным районом и Петропавловск-Камчатским городским округом. Полагает, что, поскольку отсутствуют согласованные предложения о разграничении муниципального имущества, принять акт, утверждающий соответствующее разграничение, невозможно. Следовательно, к спорным отношениям абз. 10-11 п. 11.1 статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ не применяется. В данном случае, подлежит применению абз. 12 п. 11.1 статьи 154 названного закона. Настаивает на судебном порядке разрешения спора со ссылкой на статью 1 Закона Камчатской области от 29.12.2004 N 255, ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ. Не согласен с доводом суда об отсутствии доказательств возможного нахождения спорного имущества у ответчика в силу прямого указания закона. Полагает, что спорное имуществом является жилищным фондом социального использования, находится на территории городского округа и должно быть передано последнему.
В отзывах на кассационную жалобу глава Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, считая принятые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления, администрации Елизовского муниципального района поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в собственности Елизовского муниципального района находится муниципальный жилищный фонд, в частности, квартиры в жилых домах NN 2, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15 по ул.Дальняя г.Петропавловск-Камчатский.
Направленный в адрес Петропавловск-Камчатского городского округа перечень муниципального имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа (письмо от 30.09.2009 N 2265), последним не согласован.
Елизовский муниципальный район, ссылаясь на то, что указанное имущество находится в границах территории Петропавловск-Камчатского городского округа; на уклонение в согласовании Петропавловск-Камчатского городского округа, и, полагая, что в силу абз.10, 12 п. 11.1 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - ФЗ N 122-ФЗ) данное имущество подлежит безвозмездной передаче в процессе разграничения муниципального имущества, обратился в арбитражный суд с иском об обязании Петропавловск-Камчатского городского округа принять в собственность вышепоименованное имущество, подписать передаточный акт о разграничении муниципального имущества между Елизовским муниципальным районом и Петропавловск-Камчатским городским округом.
При разрешении спора установлено, что спорное имущество внесено в реестр объектов муниципальной собственности администрации Елизовского муниципального района, что подтверждено соответствующими выписками из реестра.
По части имущества, а именно, квартирам за NN 3, 2, 1 в доме N 13 по ул.Дальняя зарегистрировано право хозяйственного ведения УМП коммунального хозяйства "Пионерское", что следует из соответствующих выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
По квартире N 46 в доме N 13 по ул.Дальняя зарегистрировано право частной собственности. В отношении квартир в домах за NN 2, 4, 6, 7, 9, 11, 15 государственная регистрация прав не произведена.
Установлено, что ранее спорное имущество, а именно дома за NN 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13, числилось на балансе УМП коммунального хозяйства "Пионерское", до 1992 года на балансе иных организаций, в том числе администрации Пионерского сельского совета Елизовского района.
То, что указанное имущество является муниципальной собственностью Елизовского муниципального района, сторонами не опровергается, как и не опровергается его нахождение в границах Петропавловск-Камчатского городского округа.
Положениями пункта 11.1 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ определена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", разграничением вопросов местного значения, ст. 50 названного закона.
Такое разграничение осуществляется между муниципальными образованиями, перечень которых установлен абз. 2 п. 11.1 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в том числе между муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно Уставу Елизовского муниципального района последний является муниципальным образованием, расположенным на территории Елизовского района Камчатского края, и наделенным статусом муниципального района Законом Камчатской области от 29.12.2004 N 255 "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатского края, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения". Муниципальный район имеет равные права во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями.
Названным законом N 255 Елизовское районное муниципальное образование наделено статусом муниципального района, этим же законом установлены границы территории Елизовского муниципального района.
Законом Камчатского края от 20.10.2004 N 220 "О наделении Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования статусом городского округа и об установлении границ Петропавловск-Камчатского городского округа" Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование наделено соответствующим статусом, установлены границы территории городского округа.
Из указанных законов Камчатского края следует, что названные муниципальные образования созданы до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В связи с чем судом обоснованно признаны подлежащими применению при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, правила пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
На территории Камчатского края таким законом, принятым в соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, является Закон Камчатского края от 25.03.2008 "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае". Статьей 1 указанного закона установлено направление органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований предложений о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае Агентству по управлению государственным имуществом Камчатского края (далее - Агентство) и согласование перечня имущества, подлежащего передаче в связи с разграничением муниципального имущества между муниципальными образованиями, согласно приложению N 1 к названному закону. Указанным приложением определен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче в связи с разграничением муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае, а также направление согласованных ими предложений о разграничении муниципального имущества. В соответствии с установленным порядком предложения о разграничении имущества между муниципальными образованиями органами местного самоуправления муниципальных образований направляются в Агентство, которым составляются проекты перечней имущества, и им же направляются главам соответствующих муниципальных образований. В свою очередь, главы соответствующих муниципальных образований должны предоставить согласование либо отказ в согласовании указанных проектов в Агентство.
Таким образом, приведенным законодательством установлен порядок разграничения муниципального имущества.
В материалах дела доказательства соблюдения установленного порядка о разграничении имущества, подлежащего передаче, отсутствуют.
Представленные в деле документы: решение думы Елизовского муниципального района от 18.09.2007 N 506 "О согласовании перечня муниципального имущества, находящегося в собственности Елизовского муниципального района в Камчатской области, предлагаемого к безвозмездной передаче в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа для решения вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ"; перечень жилого фонда, подлежащего передаче в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа, направленный главе Петропавловск-Камчатского городского округа (сопроводительное письмо от 30.10.2009 исх. N 2265), не свидетельствуют о соблюдении установленного порядка.
Как указано выше, требования истца направлены на обязание ответчика принять в собственность спорное имущество на основании п. 11.1 ст. 154 Закона N 122-ФЗ.
Вместе с тем положения названной статьи не предусматривают возможности обязания в судебном порядке одного муниципального образования принять имущество другого муниципального образования. Иного правового акта, устанавливающего такую обязанность, истцом не приведено. Его ссылка на Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" обоснованно не принята во внимание, поскольку положения названного акта устанавливают порядок отнесения имущества к различному уровню собственности: федеральная, государственная собственность субъектов РФ, муниципальная собственность. По настоящему делу спорное имущество является муниципальной собственностью, данное сторонами не оспаривается.
С учетом установленного судебные инстанции обоснованно сделали вывод об отсутствии правовых оснований для обязания ответчика принять в собственность спорное имущество, подписать передаточный акт, в связи с чем отказали в иске.
Судами рассмотрен и обоснованно отклонен довод истца о том, что спорное имущество подлежит передаче ответчику в силу прямого указания закона - ч. 1 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, как основанный на неправильном толковании соответствующих положений.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А24-546/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, требования истца направлены на обязание ответчика принять в собственность спорное имущество на основании п. 11.1 ст. 154 Закона N 122-ФЗ.
Вместе с тем положения названной статьи не предусматривают возможности обязания в судебном порядке одного муниципального образования принять имущество другого муниципального образования. Иного правового акта, устанавливающего такую обязанность, истцом не приведено. Его ссылка на Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" обоснованно не принята во внимание, поскольку положения названного акта устанавливают порядок отнесения имущества к различному уровню собственности: федеральная, государственная собственность субъектов РФ, муниципальная собственность. По настоящему делу спорное имущество является муниципальной собственностью, данное сторонами не оспаривается.
...
Судами рассмотрен и обоснованно отклонен довод истца о том, что спорное имущество подлежит передаче ответчику в силу прямого указания закона - ч. 1 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, как основанный на неправильном толковании соответствующих положений."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2010 г. N Ф03-7032/2010 по делу N А24-546/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании