Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 октября 2010 г. N Ф03-7179/2010
по делу N А24-191/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алые паруса" на решение от 29.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А24-191/2010 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алые паруса" к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Алые паруса" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС России по Камчатскому краю, налоговый орган) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 68702,40 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 94369,23 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 7878,22 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 31664,99 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 17004,04 руб., доначисления ЕСН в сумме 98819 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 53210 руб.
Решением суда от 29.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010, требования общества удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным в части начисления пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 94369,23 руб., как несоответствующее положениям налогового законодательства. При этом суд применил пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшейся у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. К таким разъяснениям суд отнес письма Департамента налоговой и таможенной тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-08/103, N 03-07-08/102 от 08.05.2007, N 03.07.08/140, от 05.06.2007, N 03-07-08/180 от 10.08.2008, N 03-07-08/156 от 17.07.2009, N 03-07-08/119 от 03.06.2009.
В остальном в удовлетворении требований обществу отказано. Суды сочли доказанным факт занижения налоговой базы по указанным налогам и соответственно правомерным доначисление спорных сумм налогов и пеней.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобу УФНС России по Камчатскому краю просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующие нормам налогового законодательства.
Общество и налоговый орган извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили.
Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов жалобы, дополнения к жалобе, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в части с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением УФНС России по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722, вынесенным по результатам рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки, обществу доначислен НДС в сумме 702919 руб., пени по налогу в сумме 148352,92 руб., ЕСН в сумме 98819 руб., пени по налогу - 31664,99 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 53210 руб., пени по страховым взносам - 17004,04 руб. и пени по НДФЛ в сумме 17878,22 руб.
Решением Федеральной налоговой службы от 23.12.2009 N 9-2-08/00441@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение УФНС России по Камчатскому краю изменено. Управлению поручено скорректировать доначисление НДС, соответствующих сумм пени на сумму расхождений, установленных оспариваемым решением. С учетом корректировки сумма недоимки по НДС составила 506872 руб., сумма пеней - 94369,23 руб.
В остальной части решение УФНС России по Камчатскому краю утверждено Федеральной налоговой службы, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Основанием для принятия оспариваемого решения в указанной части послужил вывод налогового органа о необоснованном применении обществом абзаца 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ к операциям реализации услуг по аренде (фрахтованию) морских судов, что повлекло занижение НДС, подлежащего уплате в бюджет и занижении НДФЛ, ЕСН и страховых взносов в связи с невключением в облагаемую базу выплаченной работникам заработной платы.
Отказывая в удовлетворении требования общества о признании неправомерным доначисление НДС в сумме 506872 руб., суды установили, что общество в проверяемом периоде оказывало услуги по сдаче в аренду судна СТР "Толбачик", которое использовалось арендатором для вылова и переработки краба. Перевозку краба между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, судно не осуществляло. Поскольку положения абзаца 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ применяются к операциям предоставления морского судна в аренду с экипажем по договору предполагающему перевозку (транспортировку) между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о необоснованном применении обществом абзаца 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ при определении налоговой базы по НДС в спорном периоде.
Вместе с тем, обжалуя решение налогового органа о доначислении НДС по данному периоду, общество указывает на то, что при перерасчете выручки по налогооблагаемым и необлагаемым НДС операциям, налоговый орган не произвел перерасчет НДС заявленного к вычету и исчисленного на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ: пропорционально облагаемым и необлагаемым оборотам. В связи с чем, занижен вычет по НДС на 68720,40 руб.
Рассматривая спор в данной части, суды первой и апелляционной инстанций отклонили указанный довод общества, сославшись на то, что налоговые вычеты носят заявительный характер и налогоплательщик не лишен возможности подать уточненную налоговую декларацию. Кроме того, довод о неправильном исчислении вычетов по НДС обществом не заявлялся ни в возражениях на акт повторной выездной налоговой проверки, ни в апелляционной жалобе.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно пункту 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, в акте должна быть изложена оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему.
Однако, при перерасчете налоговых обязательств по НДС налоговый орган учел только расхождения по выручке и не учел возникших в связи с этим расхождений по НДС, определяемом обществом, согласно учетной политики, пропорционально облагаемым и необлагаемым оборотам по НДС. Поскольку сумма доначисленного НДС с учетом доводов общества при рассмотрении спора не проверялась, судебные акты в данной части подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрению.
Основанием для доначисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисление пеней за их несвоевременную уплату и пеней за несвоевременную уплату НДФЛ послужило не включение в налоговую базу выплаченных в 2006 году работникам сумм дохода в размере 380073 руб.
Факт выплаты дохода в сумме 380073 руб. установлен судебными инстанциями и подтвержден материалами дела.
Доводы жалобы о неправильном исчислении спорной суммы дохода, а также о возврате выплаченного дохода в кассу общества отклоняются судом кассационной инстанции, так как были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка выводов судебных инстанций, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Ссылка общества в дополнении к кассационной жалобе на часть 1 статьи 11, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно медицинского страхования" неосновательна, поскольку названный закон вступил в силу с 01.01.2010, обязанность по уплате страховых взносов возникла у общества за 2006 год. Кроме того, положения названных норм регулируют порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам при обнаружении излишних выплат работникам в прошлых отчетных (расчетных) периодах и необходимости их удержания либо при необходимости доначислить выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды. По рассматриваемому делу общество занизило страховые взносы в связи с не включением в налоговую базу для исчисления страховых взносов выплаченного в 2006 году работникам дохода.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А24-191/2010 Арбитражного суда Камчатского края в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 о доначислении НДС в сумме 506872 руб. отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
В остальном решение от 29.04.2010 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества в дополнении к кассационной жалобе на часть 1 статьи 11, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно медицинского страхования" неосновательна, поскольку названный закон вступил в силу с 01.01.2010, обязанность по уплате страховых взносов возникла у общества за 2006 год. Кроме того, положения названных норм регулируют порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам при обнаружении излишних выплат работникам в прошлых отчетных (расчетных) периодах и необходимости их удержания либо при необходимости доначислить выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды. По рассматриваемому делу общество занизило страховые взносы в связи с не включением в налоговую базу для исчисления страховых взносов выплаченного в 2006 году работникам дохода."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2010 г. N Ф03-7179/2010 по делу N А24-191/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании