Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2010 г. N Ф03-7621/2010
по делу N А73-4281/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: А.Н.Громыко, юрисконсульт по доверенности от 10.12.2009 N 37, от ответчика: А.Е.Кузина, ведущий юрисконсульт по доверенности от 15.10.2009 N 855, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 15.06.2010 по делу N А73-4281/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Логистика" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 200663 руб. 82 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее - ООО "Логистика") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании пеней за просрочку доставки груза в сумме 200663 руб. 82 коп. согласно статье 97 УЖТ РФ.
Решением арбитражного суда от 15.06.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
ОАО "РЖД" в кассационной жалобе и дополнении к ней просит решение арбитражного суда от 15.06.2010 отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик в обоснование кассационной жалобы и дополнения к ней ссылается на не применение судом пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом), в соответствии с которым просрочка доставки груза составляет одни сутки с учетом следования груза транзитом через Санкт-Петербургский узел, о чем заявлялось в суде первой инстанции.
Полагает, что судом не учтены положения, изложенные в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Кроме того, заявитель жалобы указывает на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о применении статьи 333 ГК РФ и уменьшения пени, размер которой явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, так как плательщиком и фактическим экспедитором груза по спорной отправке является ООО "Газпромтранс", а владельцем груза - ООО "Стройгазмонтаж".
Представитель истца в судебном заседании изложил свою правовую позицию.
В отзыве и судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Логистика" привел свои возражения относительно доводов жалобы и, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Полагает, что фактический путь перевозки при определении нормативного срока не учитывается. Поскольку перевозчик исчислил нормативный срок доставки исходя из тарифного расстояния 8643 км, не имеется оснований для его увеличения.
Проверив законность принятого по делу решения с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о его изменении на основании пункта 2 статьи 287 АПК РФ, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что перевозчиком ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя ООО "Логистика" по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ002837 в полувагонах NN 52176203, 56546138, 56030091, 67698621, 5528602, 65713554, 56408339 принят к перевозке груз - трубы стальные со сроком доставки - 22.09.2009, который выдан грузополучателю - 24.09.2009.
Установив просрочку доставки груза 2 суток, и начислив в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ пени в сумме 200663 руб. 82 коп., истец направил ответчику претензию.
Оставление претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения ООО "Логистика" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что срок доставки груза по соглашению сторон установлен в транспортной железнодорожной накладной N ЭБ002837 и истекает 22.09.2009. Стороны установили иной срок, чем тот, который рассчитывается по Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Между тем арбитражный суд при принятии решения неправильно применил нормы материального права.
В силу статьи 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, перевозчик и грузоотправитель могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в графе "Особые заявления и отметки отправителя". В накладной N ЭБ002837 такая отметка отсутствует, поэтому при исчислении срока доставки груза по данной отправке следовало руководствоваться статьей 33 УЖТ РФ, Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусмотрено увеличение сроков доставки грузов, в том числе на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Факт следования вагонов с грузом через Санкт-Петербургский узел подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, ст. 97 УЖТ РФ и даты отгрузки 30.08.2009, срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ002837 истекал 22.08.2009, спорные вагоны прибыли на станцию назначения 23.09.2009 и выданы грузополучателю 24.09.2009, просрочка доставки груза составила 1 сутки.
В этой связи отклоняются доводы истца об отсутствии правовых оснований для применения пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и увеличения срока доставки груза на 1 сутки.
Требования истца о взыскании пени за просрочку доставки в заявленной сумме подлежали удовлетворению в размере 100331 руб. 91 коп.
При этом суд не усматривает оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ при взыскании пени, размер которой ограничен законом.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.06.2010 по делу N А73-4281/2010 Арбитражного суда Хабаровского края изменить: взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Логистика" пени в размере 100331 руб. 91 коп., в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Логистика" в пользу ОАО "Российские железные дороги" государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 970 руб. 09 коп.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительные листы и в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ произвести поворот исполнения решения от 15.06.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусмотрено увеличение сроков доставки грузов, в том числе на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
Факт следования вагонов с грузом через Санкт-Петербургский узел подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, ст. 97 УЖТ РФ и даты отгрузки 30.08.2009, срок доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ002837 истекал 22.08.2009, спорные вагоны прибыли на станцию назначения 23.09.2009 и выданы грузополучателю 24.09.2009, просрочка доставки груза составила 1 сутки.
В этой связи отклоняются доводы истца об отсутствии правовых оснований для применения пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и увеличения срока доставки груза на 1 сутки.
Требования истца о взыскании пени за просрочку доставки в заявленной сумме подлежали удовлетворению в размере 100331 руб. 91 коп.
При этом суд не усматривает оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ при взыскании пени, размер которой ограничен законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2010 г. N Ф03-7621/2010 по делу N А73-4281/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании