Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф03-6628/2010
по делу N А51-23010/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации Шкотовского муниципального района: Калашник Т.О. - начальник юридического отдела по доверенности от 10.09.2010 N 14-1734, от администрации городского округа ЗАТО Большой Камень: Абдуллина А.Г. - главный специалист 1 разряда по доверенности от 15.03.2010 N12-586, от Думы городского округа ЗАТО Большой Камень: Абдуллина А.Г. - представитель по доверенности от 15.09.2010 N 12-265, от Федерального медико-биологического агентства: Петихина Г.Г. - представитель по доверенности от 14.10.2010 N 32/63, от ФГУЗ "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства": Петихина Г.Г. - представитель по доверенности от 17.11.2009 N 2086, Коваль О.Н. - представитель по доверенности от 25.03.2010 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края, федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства", Федерального медико-биологического агентства на решение от 06.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А51-23010/2009 Арбитражного суда Приморского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, заинтересованные лица: Дума городского округа ЗАТО Большой Камень, Федеральное медико-биологическое агентство, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства", администрация городского округа ЗАТО Большой Камень, о признании недействительным распоряжения от 02.10.2008.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 г.
Администрация Шкотовского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление) о признании недействительным распоряжения Управления от 02.10.2008 N 718-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень, и составляющего казну городского округа ЗАТО Большой Камень, в федеральную собственность, с последующим закреплением на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Учреждение) в части включения в Перечень передаваемого в федеральную собственность недвижимого имущества с последующим закреплением на праве оперативного управления за Учреждением имущества, указанного в пункте 7 Приложения N 1 к распоряжению, а именно - четырехэтажного здания центральной городской больницы общей площадью 6 206,30 кв.м, расположенного по адресу: г.Большой Камень, ул.Зеленая, д.3 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства", Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА), администрация городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Администрация ЗАТО Большой Камень) и Дума городского округа ЗАТО Большой Камень (далее - Дума ЗАТО Большой Камень).
Решением от 06.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010, требование Администрации удовлетворено в заявленном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление, Учреждение, администрация ЗАТО Большой Камень, ФМБА обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Администрации.
Опровергая выводы судов, заявители указали, что спорное имущество в силу закона (статья 214 ГК РФ) является государственной собственностью и Управление в пределах своих полномочий распорядилось государственным имуществом.
Полагают, что суды, удовлетворяя ходатайство Администрации о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, неверно оценили доводы, приведенные заявителем в обоснование причин пропуска срока, не подтвержденные документально, а также необоснованно не приняли возражения Управления против данного ходатайства Администрации.
По мнению заявителей кассационных жалоб, суды не дали правовой оценки распоряжению администрации Приморского края от 03.07.2009 N 315-ра и разделительному балансу, который явился основным доказательством, принятым судами. Настаивают, что разделительный баланс не соответствует Указу Президента РФ от 19.07.1996 N 1043. Обращают внимание, что оспариваемое распоряжение принято ранее утвержденного 03.07.2009 разделительного баланса. Поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения спорное имущество находилось в государственной собственности Российской Федерации, заявители указали, что оно не могло войти в разделительный баланс.
Считают, что суды нарушили положения статьи 69 АПК РФ, основывая свои судебные акты на вступившем в законную силу решении арбитражного суда по делу N А51-1694/2008, поскольку в названном деле Управление не выступало в качестве лица, участвующего в деле. Кроме того, названное решение суда вступило в законную силу после принятия оспариваемого распоряжения.
Полагают, что Управлением соблюден порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную, который предполагает наличие решения органа местного самоуправления на такую передачу. Такое решение принято Думой ЗАТО Большой Камень 20.12.2007 N 104 и никем не оспорено.
Учитывая особый правовой статус ЗАТО, заявители кассационных жалоб указали на то, что по вопросам медико-санитарного обеспечения ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти и включено в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА. В связи с этим спорное имущество (здание центральной городской больницы), используемое Учреждением, и было передано в федеральную собственность.
Указывают, что судами нарушены положения статей 49, 150 АПК РФ, поскольку при уточнении Администрацией своих требований и отказе от части из них, судам надлежало прекратить производство по делу в части требований, от которых заявитель отказался, чего не было сделано судами.
В отзывах на кассационные жалобы, Администрация против их доводов возражала, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебных заседаниях кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, доводы кассационных жалоб и возражений на нее поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.
Как установлено судебными инстанциями, распоряжением Управления от 02.10.2008 N 718-р осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень, в федеральную собственность, с последующим закреплением на праве оперативного управления за Учреждением, в том числе передано четырехэтажное здание центральной городской больницы общей площадью 6 206,30 кв.м, расположенное по адресу: г.Большой Камень, ул.Зеленая, д.3.
Считая настоящее распоряжение не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ. В обоснование своей правовой позиции заявитель указал на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края от 03.07.2008 по делу N А51-1694/2008, которым установлено отсутствие права распоряжаться спорным имуществом как у Администрации, так и у Администрации ЗАТО Большой Камень. Кроме того, заявитель сослался на распоряжение администрации Приморского края от 03.07.2009 N 315-ра, которым утвержден разделительный баланс по разграничению муниципального имущества между заявителем и администрацией ЗАТО Большой Камень. В силу данного акта имущество, включенное в оспариваемое распоряжение, отнесено к муниципальной собственности заявителя.
В соответствии с требованием части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Восстанавливая срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для подачи подобного рода заявлений, суд первой инстанции, счел, что Администрации стало известно об оспариваемом распоряжении только 17.09.2009. Отклоняя довод заявителей апелляционных жалоб относительно неправильного восстановления судом процессуального срока, апелляционный суд правомерно указал, что нормами АПК РФ не предусмотрена возможность обжалования восстановления пропущенного срока. В соответствии с частью 6 статьи 117 АПК РФ обжалованию подлежит определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока. Аналогичные доводы кассационных жалоб также подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании заявителями процессуального законодательства.
Проверяя на соответствие действующему законодательству оспариваемое распоряжение, суды, основываясь на обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 30.07.2008 по делу N А51-1694/2008, установили, что у Администрации ЗАТО Большой Камень отсутствовали правовые основания для распоряжения спорным имуществом, поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения Управлением имущество не было разграничено между Администрацией и Администрацией ЗАТО Большой Камень как того требовал Указ Президента РФ от 19.07.1996 N 1043 и имущество не являлось муниципальной собственностью ни Администрации, ни Администрации ЗАТО Большой Камень.
При этом, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 07.12.2006 N 542-О, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не вправе было принимать решение о передаче спорного имущества из муниципальной собственности в собственность РФ в одностороннем порядке в отсутствие волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу.
Кроме того, суды приняли во внимание, что распоряжением администрации Приморского края 03.07.2009 N 315-ра во исполнение пункта 4 Указа Президента РФ от 19.07.1996 N 1043 утвержден разделительный баланс по разграничению муниципального имущества между городским округом ЗАТО Большой Камень и Шкотовским муниципальным районом, согласно которому спорное имущество (здание центральной городской больницы общей площадью 6206,30 кв.м, по адресу: г.Большой Камень, ул.Зеленая, д.3) отнесено к муниципальной собственности Шкотовского муниципального района.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что суды не дали надлежащей правовой оценки распоряжению администрации Приморского края от 03.07.2009 N 315-ра и разделительному балансу, который явился основным доказательством, принятым судами, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку данные обстоятельства не входят в круг доказывания по заявленному Администрацией предмету требований. Более того, суды приняли во внимание, что данный разделительный баланс утвержден во исполнение Указа Президента РФ от 19.07.1996 N 1043. При этом, судам не представлено доказательств оспаривания либо признания незаконным в судебном порядке данного распоряжения Администрации Приморского края, которым утвержден разделительный баланс.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, признав установленным наличие условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование Администрации о признании недействительным распоряжения Управления от 02.10.2008 как несоответствующего Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ и нарушающего права и законные интересы Администрации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и сделаны с правильным применением норм действующего законодательства.
Доводы заявителей кассационных жалоб относительно правомерности передачи спорного имущества в федеральную собственность, отнесения данного имущества к федеральной собственности в силу закона, учитывая особый правовой статус ЗАТО и целевое использование данного имущества центральной городской больницей, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами установлено отсутствие правовых оснований для распоряжения спорным имуществом Администрацией ЗАТО Большой Камень до завершения организационно-правовых мероприятий, связанных с преобразованием г.Большой Камень Приморского края в ЗАТО. В этой связи оспариваемое распоряжение Управления признано недействительным как принятое с нарушением порядка передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, установленного нормами действующего законодательства.
Ссылка заявителей кассационных жалоб на нарушение судами положений статей 49, 150 АПК РФ также подлежит отклонению судом кассационной инстанции. Как усматривается из материалов дела, до принятия судебного акта по существу заявленного требования, заявитель, воспользовавшись правом, предусмотренным частью 1 статьи 49 АПК РФ, уточнил предмет своих требований, что не влечет последствий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Иных нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене, а кассационные жалобы - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А51-23010/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что суды не дали надлежащей правовой оценки распоряжению администрации Приморского края от 03.07.2009 N 315-ра и разделительному балансу, который явился основным доказательством, принятым судами, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку данные обстоятельства не входят в круг доказывания по заявленному Администрацией предмету требований. Более того, суды приняли во внимание, что данный разделительный баланс утвержден во исполнение Указа Президента РФ от 19.07.1996 N 1043. При этом, судам не представлено доказательств оспаривания либо признания незаконным в судебном порядке данного распоряжения Администрации Приморского края, которым утвержден разделительный баланс.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, признав установленным наличие условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование Администрации о признании недействительным распоряжения Управления от 02.10.2008 как несоответствующего Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ и нарушающего права и законные интересы Администрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2010 г. N Ф03-6628/2010 по делу N А51-23010/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании