Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 ноября 2010 г. N Ф03-7098/2010
по делу N А04-2259/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Амурской области на решение от 08.07.2010 по делу NА04-2259/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамрова Виктора Павловича к министерству имущественных отношений Амурской области о признании незаконным решения N05-16/2463 от 23.03.2010.
Резолютивная часть постановления от 03 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2010 г.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шамров Виктор Павлович (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Миноблимущество, министерство) N05-16/2463 от 23.03.2010, которым предпринимателю отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка из категории "земель сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 28:10:000000:0042, площадь 18,48 га для использования с целью производства сельхозпродукции.
Решением суда от 08.07.2010 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение Миноблимущества признано незаконным, как противоречащее Федеральному закону от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе министерства, которое просит его отменить, сославшись на нарушение судом пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель, в соответствии с которым глава КФХ при подаче заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не представил доказательства надлежащего его использования в 2007-2009 годах, в связи с чем министерством обоснованно принято решение об отказе в предоставлении предпринимателю спорного земельного участка в собственность.
Предприниматель отзыв на жалобу не представил и участие в судебном заседании не принимал, как и министерство, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 27.10.2010 до 03.11.2010.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 21.06.2004 администрацией Благовещенского района на основании договора аренды N70 от 21.06.2004 главе КФХ передан в аренду земельный участок площадью 18,48 га с кадастровым N 28:10:000000:0042, расположенный в районе с.Владимировка, для использования в целях производства сельскохозяйственной продукции в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося неотъемлемой его частью. Срок договора аренды установлен с 21.06.2004 до 20.06.2053. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
28.12.2009 предприниматель обратился в Миноблимущество с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, которое письмом N05-16/510 от 26.01.2010 отказало в удовлетворении данного заявления со ссылкой на то, что актом проверки от 19.03.2008 не подтверждается факт надлежащего использования предпринимателем испрашиваемого земельного участка, что последним не представлен подлинник кадастрового паспорта данного земельного участка, а также несвоевременно вносилась арендная плата за его использование, в связи начислена пеня в сумме 9,40 руб. за просрочку платежа за 1 полугодие 2010 г.
Устранив указанные недостатки, предприниматель 10.03.2010 повторно обратился с заявлением в министерство, которое вновь 23.03.2010 (исх. N05-16/2463) отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, указав те же основания отказа, что и в письме от 26.01.2010, за исключением непредствления подлинника кадастрового паспорта.
Предприниматель не согласился с данным отказом и обжаловал его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно признал отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным, при этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом об обороте земель, пункт 4 статьи 10 которого, в частности, предусматривает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Судом установлено, что предприниматель арендовал испрашиваемый земельный участок в 2004 году, то есть на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность - 10.03.2010, прошло более трех лет.
В 2005-2008 годах предприниматель выращивал на спорном земельном участке картофель, что подтверждается сведениями Федерального государственного статистического наблюдения о сборе урожая сельскохозяйственных культур, ежегодно представляемыми главой КФХ. В 2009 году спорный земельный участок в связи со сложными агрометеорологическими условиями оставлен под пары. Кроме этого, актом управления Федерального агентства объектов недвижимости по Амурской области от 19.03.2008 проверки соблюдения земельного законодательства КФХ "Шамров" установлено, что земельный участок используется по назначению, оформлен в установленном порядке, нарушений нет.
Судом также правомерно не принято во внимание как основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность несвоевременное внесение арендной платы за пользование земельным участком, поскольку указанное основание не предусмотрено земельным законодательством в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что у Миноблимущества отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка главе КФХ, в связи с чем судом обоснованно принято решение о признании данного отказа незаконным, поэтому у суда кассационной инстанции также отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы министерства, доводы которой сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств, и они в соответствии со статьей 286 АПК РФ не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности судебного решения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.07.2010 по делу NА04-2259/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены Законом об обороте земель, пункт 4 статьи 10 которого, в частности, предусматривает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2010 г. N Ф03-7098/2010 по делу N А04-2259/2010 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании