Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф03-7550/2010
по делу N А59-412/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу фермерского крестьянского хозяйства "Ранчо" на решение от 05.04.2010 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу N А59-412/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению фермерского крестьянского хозяйства "Ранчо" к администрации городского округа "Город Южно-Сахалинск" о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления от 27 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 г.
Фермерское крестьянское хозяйство "Ранчо" (далее - ФКХ "Ранчо") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения администрации городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - администрация) от 06.11.2009 N 07/1 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 97 279 кв.м. с кадастровым номером 65:01:04 03 002:0038, расположенного в г. Южно-Сахалинске, южнее объездной автодороги на участке Большая Елань - Троицкое", и об обязании администрации изменить целевое назначение испрашиваемого земельного участка с "ведения фермерского крестьянского хозяйства" на "индивидуальное жилищное строительство".
Решением суда от 05.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято администрацией с соблюдением требований действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКХ "Ранчо" подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает ошибочными выводы судов об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку он был передан ФКХ "Ранчо" в собственность с соблюдением требований действующего законодательства, а также об установлении факта нахождения указанного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны.
Администрация в отзыве на жалобу просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Как видно из установленных арбитражными судами обстоятельств дела, ввиду внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Южно-Сахалинска, утвержденные решением городского собрания от 29.09.2004 N 740/95-04-2, касающихся перевода части территории сельскохозяйственной зоны С-1/71 в зону застройки индивидуальными домами Ж-2/85, ФКХ "Ранчо" обратилось к мэру города Южно-Сахалинска с заявлением от 05.10.2009 N 33 о согласовании изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 97279 кв.м. с кадастровым номером 65:01:04 03 002:0038, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, южнее объездной автодороги на участке Большая Елань - Троицкое, с фермерского хозяйства на дачное хозяйство с правом регистрации и проживания.
Письмом от 06.11.2009 N 07/1 администрация отказала в согласовании изменения вида разрешенного использования запрашиваемого земельного участка, мотивировав свое решение тем, что указанный земельный участок находится в сельскохозяйственной зоне С-1/71, подпадает в 500-метровую санитарно-защитную зону от ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск", при этом для изменения вида разрешенного использования необходимо разрешить вопрос об уменьшении санитарно-защитной зоны, который принимается соответствующим государственным органом на основании проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны.
Не согласившись с данным отказом, ФКХ "Ранчо" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правилами землепользования и застройки в городе Южно-Сахалинске от 29.09.2004 N 740/95-04-2 предусмотрено, что санитарно-защитные зоны являются обязательным элементом любого объекта, который воздействует на среду обитания и здоровье человека. Ширина зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий натуральных исследований.
В силу пункта 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в новой редакции), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) имеющихся в деле доказательств судами установлено, что испрашиваемый ФКХ "Ранчо" земельный участок находится в санитарно-защитной зоне аэропорта, где жилищное строительство запрещено. При этом в соответствии с требованиями пунктов 2.1, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отсутствует решение о разработке проекта санитарно-защитной зоны с указанием определенного размера и границы уменьшения СЗЗ. Доказательств, свидетельствующих об утрате возможности уменьшения санитарно-защитной зоны в отношении спорного объекта, заявителем не представлено.
Кроме того, судами установлено и не оспаривается ФКХ "Ранчо", что спорный земельный участок предоставлен ФКХ "Ранчо" из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского хозяйства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьями 12, 14 указанного Закона предусматривается предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Суды правильно установили, что при обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.
Принимая во внимание изложенное, судами сделан обоснованный вывод о нарушении ФКХ "Ранчо" требований действующего законодательства и об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения администрации недействительным.
Оснований для переоценки обстоятельств, установленных судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела по существу, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу N А59-412/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьями 12, 14 указанного Закона предусматривается предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2010 г. N Ф03-7550/2010 по делу N А59-412/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании