Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2010 г. N Ф03-7568/2010
по делу N А73-5277/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации муниципального района имени Лазо: Сысоева Н.А. - главный специалист отдела правовой и кадровой работы по доверенности от 16.03.2010 N 1-13/751, от Управления Росреестра по Хабаровскому краю: Дрыгина В.Ю. - ведущий специалист-эксперт по доверенности от 22.03.2010 N 31, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю на решение от 11.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А73-5277/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2010 г.
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, регистрирующий орган) от 23.03.2010 N 01/031/2010-343 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - воздушная линия 0,4 кВ протяженностью 2982 м, 1964 года постройки, расположенная в границах с.Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края; об обязании Управление Росреестра по Хабаровскому краю зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Решением от 11.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Хабаровскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указал на неисследование судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неприменение судами статей 9, 13, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации прав), подлежащих применению в данном случае. Находит ошибочным вывод судов о том, что при проведении правовой экспертизы представленных Администрацией документов, регистрирующим органом не установлено предусмотренных Законом о госрегистрации прав оснований для отказа в государственной регистрации. Настаивает, что проведение инвентаризации, технического учета, оформление кадастрового паспорта не имеют правоустанавливающего значения и не свидетельствуют о наличии у спорного объекта признаков недвижимого имущества. По мнению заявителя, Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - Общероссийский классификатор основных фондов), на который ссылаются арбитражные суды, не применим для разрешения данного спора.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просила оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Хабаровскому краю и Администрации доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением 6-ой сессии 21 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 спорный объект недвижимости отнесен к муниципальной собственности района имени Лазо.
Согласно кадастровому паспорту от 25.09.2009, полученному в КГУП "Хабкрайинвентаризация", воздушная линия 0,4 кВ протяженностью 2982 м, 1964 года постройки, расположенная в границах с.Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края, является объектом недвижимого имущества, сооружению присвоен инвентарный номер 14654.
11.03.2010 Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости за муниципальным образованием "Муниципальный район имени Лазо Хабаровского края".
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующий орган письмом от 23.03.2010 N 01/031/2010-343 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. В качестве оснований для отказа Управление Росреестра по Хабаровскому краю со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав указало на то, что у объекта воздушная линия отсутствует прочная связь с землей, и существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, а также отсутствуют признаки, в соответствии с которыми данное сооружение может являться объектом недвижимости, право на которое подлежит государственной регистрации.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 Закона о госрегистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии со статьей 20 Закона о госрегистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В Общероссийском классификаторе основных фондов к сооружениям отнесены инженерно-строительные объекты, предназначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом объектом, выступающим как сооружение, является каждое сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Удовлетворяя заявление Администрации, арбитражные суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, применив вышеназванные нормы материального права, исходили из неправомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
При этом апелляционный суд установил, что Администрация, обращаясь за регистрацией права собственности на спорный объект недвижимости, представила необходимый пакет документов, из которого следует, что воздушная линия является объектом недвижимого имущества, а также то, что на спорный объект недвижимости отсутствует регистрация права и имеющиеся ограничения.
Кроме того, судами установлено, что спорный объект недвижимости является линейно-кабельным сооружением связи, представляет собой стационарный объект, состоящий из опор, имеющих прочную связь с землей, и проводов.
В этой связи арбитражные суды пришли к выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Администрации на спорный объект недвижимости.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных при рассмотрении дела обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо, а потому подлежат отклонению.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А73-5277/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующий орган письмом от 23.03.2010 N 01/031/2010-343 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. В качестве оснований для отказа Управление Росреестра по Хабаровскому краю со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав указало на то, что у объекта воздушная линия отсутствует прочная связь с землей, и существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, а также отсутствуют признаки, в соответствии с которыми данное сооружение может являться объектом недвижимости, право на которое подлежит государственной регистрации.
...
Согласно статье 4 Закона о госрегистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии со статьей 20 Закона о госрегистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2010 г. N Ф03-7568/2010 по делу N А73-5277/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании