Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2010 г. N Ф03-7608/2010
по делу N А73-5276/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю на решение от 11.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу N А73-5276/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2010 г.
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, регистрирующий орган) от 25.02.2010 N 01/031/2010-231 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - воздушная линия 0,4 кВ от ТП-3 протяженностью 300 м, 1978 года постройки, расположенная по адресу: Хабаровский край, р.п.Хор от ТП-3 по ул.Ленина, 1в до здания милиции по пер.Степному, 2; об обязании Управление Росреестра по Хабаровскому краю зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Решением от 11.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Хабаровскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указал на неисследование судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неприменение судами статей 9, 13, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации прав), подлежащих применению в данном случае. Находит ошибочным вывод судов о том, что при проведении правовой экспертизы представленных Администрацией документов, регистрирующим органом не установлено предусмотренных Законом о госрегистрации прав оснований для отказа в государственной регистрации. Настаивает, что проведение инвентаризации, технического учета, оформление кадастрового паспорта не имеют правоустанавливающего значения и не свидетельствуют о наличии у спорного объекта признаков недвижимого имущества. По мнению заявителя, Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - Общероссийский классификатор основных фондов), на который ссылаются арбитражные суды, не применим для разрешения данного спора.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просила оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением 6-ой сессии 21 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 спорный объект недвижимости отнесен к муниципальной собственности района имени Лазо.
Согласно кадастровому паспорту от 25.10.2009, полученному в КГУП "Хабкрайинвентаризация", воздушная линия 0,4 кВ от ТП-3 протяженностью 300 м, 1978 года постройки, расположенная по адресу: Хабаровский край, р.п.Хор от ТП-3 по ул.Ленина, 1в до здания милиции по пер.Степному, 2, является объектом недвижимого имущества, сооружению присвоен инвентарный номер 14698.
16.02.2010 Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости за муниципальным образованием "Муниципальный район имени Лазо Хабаровского края".
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующий орган письмом от 25.02.2010 N 01/031/2010-231 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. В качестве основания для отказа Управление Росреестра по Хабаровскому краю со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав указало на то, что воздушная линия не отвечает критериям, позволяющим отнести ее к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный объект не прочно связан с землей и его перемещение возможно без ущерба его назначению.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 Закона о госрегистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии со статьей 20 Закона о госрегистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В Общероссийском классификаторе основных фондов к сооружениям отнесены инженерно-строительные объекты, предназначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом объектом, выступающим как сооружение, является каждое сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Удовлетворяя заявление Администрации, арбитражные суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, применив вышеназванные нормы материального права, исходили из неправомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
При этом апелляционный суд установил, что Администрация, обращаясь за регистрацией права собственности на спорный объект недвижимости, представила необходимый пакет документов, из которого следует, что воздушная линия является объектом недвижимого имущества, а также то, что на спорный объект недвижимости отсутствует регистрация права и имеющиеся ограничения.
Кроме того, судами установлено, что спорный объект недвижимости представляет собой стационарный объект, состоящий из опор, имеющих прочную связь с землей, и проводов.
В этой связи арбитражные суды пришли к выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Администрации на спорный объект недвижимости.
Выводы судов в этой части сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных при рассмотрении дела обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо, а потому подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
В то же время кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции неправомерно обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о госрегистрации прав государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Поскольку регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав, то арбитражный суд первой инстанции не вправе был указывать на совершение регистрационных действий в течение месячного срока с момента вступления решения в законную силу, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат изменению на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу N А73-5276/2010 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание суда на срок проведения государственной регистрации.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Общероссийском классификаторе основных фондов к сооружениям отнесены инженерно-строительные объекты, предназначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом объектом, выступающим как сооружение, является каждое сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
...
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о госрегистрации прав государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2010 г. N Ф03-7608/2010 по делу N А73-5276/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании