Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2010 г. N Ф03-6738/2010
по делу N А04-2288/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области на решение от 06.07.2010 по делу N А04-2288/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Бумеранг" о привлечении к административной ответственности
Резолютивная часть постановления от 10 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2010 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области (далее - инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Бумеранг" (далее - ООО "Бумеранг", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что деятельность общества не соответствует понятию стимулирующей лотереи, а носит признаки деятельности по проведению азартных игр с использованием специального игрового оборудования, но так как разрешение на проведение азартных игр в Амурской области выдано быть не могло в связи с прекращением этой деятельности, следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит принятое по делу решение суда отменить и принять новый судебный акт о привлечении ООО "Бумеранг" к административной ответственности, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Инспекция ходатайствует о рассмотрении жалобы в ее отсутствие (письмо от 25.10.2010 N 04-23/11438).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 22.04.2010 по 19.05.2010 инспекцией проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в принадлежащем ООО "Бумеранг" на праве аренды магазине, расположенном в г. Свободный Амурской области по ул. 50 лет Октября, 8, в ходе которой установлено осуществление обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без соответствующего разрешения.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте и протоколе осмотра от 22.04.2010 N 000001, произведена фотосъемка.
20.05.2010 в отношении общества составлен протокол N 4456 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который вместе с заявлением в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности материалами дела факта осуществления обществом организации и проведения азартных игр под видом стимулирующей лотереи, однако посчитал, что вменяемое правонарушение не подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Выводы суда в данной части являются ошибочными.
При разрешении спора судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) указанным Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 3 Федерального закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Из статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в данной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В силу требований, установленных статьей 5 Федерального закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Статьей 16 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого Закона, частью 2 статьи 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного данном Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Поскольку действующим законодательством введено ограничение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне отведенных федеральным законодательством игорных зонах, на основании положений статей 3, 4, 16 Федерального закона N 244-ФЗ для осуществления такой деятельности после 01.07.2009 требуется соответствующее разрешение.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Следовательно, для решения вопроса о возможности привлечения лиц к такой ответственности не имеет значения тот факт, что соответствующее разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне установленных зон в принципе не может быть получено.
Учитывая, что обществом осуществлялась игорная деятельность под видом проведения стимулирующей лотереи без наличия на то специального разрешения, инспекция правомерно указала на наличие оснований для привлечения последнего к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных инспекцией требований.
Вместе с тем, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения заявления инспекции по причине пропуска на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания части 1 статьи 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку указанное правонарушение фактически обнаружено инспекцией 22.04.2010, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения спора судом кассационной инстанции (22.07.2010) истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства дела установлены судом, но неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменить состоявшийся по делу судебный акт с принятием нового решения об отказе инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 06.07.2010 по делу N А04-2288/2010 Арбитражного суда Амурской области отменить, в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Бумеранг" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания части 1 статьи 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку указанное правонарушение фактически обнаружено инспекцией 22.04.2010, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения спора судом кассационной инстанции (22.07.2010) истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2010 г. N Ф03-6738/2010 по делу N А04-2288/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании