Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2010 г. N Ф03-7790/2010
по делу N А51-4064/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИП Московчук Д.В. - индивидуальный предприниматель Московчук Д.В., от Находкинской таможни - Прилуцкий Е.В., представитель по доверенности от 09.08.2010 N 11-31/16800, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 06.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного от 16.07.2010 по делу N А51-4064/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Московчук Дмитрия Васильевича к Находкинской таможне о признании незаконным решения таможенного органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Московчук Дмитрий Васильевич (далее - ИП Московчук Д.В., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 24.02.2010, выраженного в виде отказа в принятии грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10714040/190210/000 (далее - ГТД), а также об обязании таможенного органа принять ГТД к таможенному оформлению.
Решением от 06.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2010, оспариваемое решение таможенного органа признано незаконным как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), Распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 792-р "О подписании Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран", Положению о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза опасных отходов (Положение к пункту 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 132, далее - Единый перечень товаров, Положение о порядке ввоза).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе таможни, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель указывает на неправильное применение судами Положения о порядке ввоза, в соответствии с которым шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (код по ЕТН ВЭД 4012 20 000), не относятся к товарам для потребления, а при ввозе на таможенную территорию таможенного союза являются опасными отходами, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании лицензии, выдаваемой на территории Российской Федерации Минпромторгом России.
Также заявитель жалобы считает, что отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств - членов таможенного союза. Поскольку предпринимателем лицензия на товар, ввезенный по ГТД, не представлена, то таможенный орган обоснованно отказал в принятии спорной ГТД, и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения таможни незаконным.
Предпринимателем в отзыве на жалобу и в судебном заседании ее доводы отклонены, предложено решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение предпринимателя и представителя таможни, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприниматель во исполнение контракта от 22.07.2005 N 2, заключенного с компанией "RUBY TRADING" (Япония), ввез на таможенную территорию Российской Федерации товары - шины пневматические, бывшие в употреблении, для легковых автомобилей, разных размеров (товар N 1), колеса ходовые стальные в комплекте с шиной б/у для легковых автомобилей (товар N 2), колеса ходовые с алюминиевыми дисками в комплекте с шиной б/у для легковых автомобилей (товар N 3). В целях декларирования указанного товара предпринимателем подана ГТД с приложением соответствующих документов.
По результатам проверки представленных документов таможенным органом принято решение об отказе в принятии спорной ГТД, которое оформлено в виде отметки на описи документов к указанной ГТД от 24.02.2010.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель оспорил его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно признал оспариваемое решение таможенного органа незаконным, обязав последний принять вышеуказанную ГТД к таможенному оформлению. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, при этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пункт 1 статьи 131 настоящего Кодекса предусматривает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 2 статьи 131).
Пункт 2 статьи 132 ТК РФ устанавливает, что поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
-таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
-таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124);
-таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
-при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 настоящего Кодекса;
-в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.
Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 4 статьи 132).
О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме (пункт 5 статьи 132).
Основанием для отказа спорной ГТД явилось непредставление предпринимателем лицензии, выданной Минпромторгом России, на ввоз шин пневматических, б/у, которые, как указывает таможенный орган, в соответствии с пунктом 2.3 Единого перечня товаров относятся к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе.
Однако судами правомерно приняты во внимание письма-ответы, данные предпринимателю Минпромторгом России от 12.04.2010 N 03-16/288 и Комиссией Таможенного союза от 26.03.2010 N КТС/06-207, из содержания которых следует, что лицензия выдается в случае осуществления ввоза и (или) вывоза отходов в целях их удаления.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения о порядке ввоза под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с письмом Ростехнадзора от 29.01.2010 шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, не утратившие свои потребительские свойства и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению (применению по целевому назначению), не являются отходами и, как следствие, не должны рассматриваться в качестве отходов, отнесенных к разделу 2.3 Единого перечня товаров.
Исходя из вышеизложенного, ввоз шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении, но пригодных к дальнейшей эксплуатации, не подпадает под действие Положения о порядке ввоза и, соответственно, у территориальных органов Минпромторга России нет оснований для оформления лицензий на ввоз таких товаров.
Поскольку заключением департамента экспертиз Торгово-промышленной палаты г.Находка от 18.02.2010 N 38-02/10 подтверждено, что ввезенные предпринимателем Московчук Д.В. шины пневматические, бывшие в употреблении, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации автотранспортом, то у предпринимателя отсутствовали основания для получения лицензии на их ввоз, как отходов, на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, у таможенного органа также отсутствовали правовые основания для отказа в принятии поданной предпринимателем ГТД по причине отсутствия такой лицензии, поэтому решение об отказе правомерно признано арбитражным судом незаконным, и в целях устранения нарушения законных прав и интересов предпринимателя на таможенный орган возложена обязанность по принятию спорной ГТД к таможенному оформлению.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судами норм материального права является ошибочной и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, в связи с чем жалоба таможенного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А51-4064/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с письмом Ростехнадзора от 29.01.2010 шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, не утратившие свои потребительские свойства и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению (применению по целевому назначению), не являются отходами и, как следствие, не должны рассматриваться в качестве отходов, отнесенных к разделу 2.3 Единого перечня товаров.
...
Поскольку заключением департамента экспертиз Торгово-промышленной палаты г.Находка от 18.02.2010 N 38-02/10 подтверждено, что ввезенные предпринимателем Московчук Д.В. шины пневматические, бывшие в употреблении, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации автотранспортом, то у предпринимателя отсутствовали основания для получения лицензии на их ввоз, как отходов, на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, у таможенного органа также отсутствовали правовые основания для отказа в принятии поданной предпринимателем ГТД по причине отсутствия такой лицензии, поэтому решение об отказе правомерно признано арбитражным судом незаконным, и в целях устранения нарушения законных прав и интересов предпринимателя на таможенный орган возложена обязанность по принятию спорной ГТД к таможенному оформлению."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2010 г. N Ф03-7790/2010 по делу N А51-4064/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании