Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2010 г. N Ф03-7444/2010
по делу N А24-1032/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Первый" на решение от 02.07.2010 по делу N А24-1032/2010 Арбитражного суда Камчатского края, по иску товарищества собственников жилья "Первый" к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края, Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края о взыскании 179522 руб. 91 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2010 г.
Товарищество собственников жилья "Первый" (далее - ТСЖ "Первый") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края и Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края о взыскании 179522 руб. 91 коп. убытков, причиненных изданием не соответствующего закону правового акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго".
Решением от 02.07.2010 в иске отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью истцом условий, при которых наступает ответственность за причинение убытков.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
ТСЖ "Первый", не соглашаясь с судебным решением, в кассационной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на принятие судебного акта с нарушением норм материального права - статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ и несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края выражает несогласие с доводами жалобы, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Отзывы от Министерства финансов Камчатского края и от ГУП "Камчатсккоммунэнерго" не поступили.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность решения от 02.07.2010, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебный акт подлежащим отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, ТСЖ "Первый" на основании договора N 6154 от 04.05.2005, заключенного с ГУП "Камчатсккоммунэнерго", осуществляло функции абонента, принимая и оплачивая отпущенную тепловую энергию по тарифам, утвержденным Управлением по регулированию тарифов администрации Камчатской области (далее - Управление).
Постановлением Управления от 02.12.2004 N 13 для потребителей тепловой энергии на 2005 год установлен тариф 269 руб. 83 коп. за 1 Гкал.
Пунктом 8 постановления от 14.07.2005 N 8 отменены с 01.08.2005 тарифы на тепловую энергию, отпущенную энергоснабжающими организациями ТСЖ и ЖСК, установленные Управлением на 2005 год. При этом утверждены и введены в действие с 01.08.2005 новые тарифы на тепловую энергию для потребителей, в том числе ТСЖ и ЖСК, для которых новый тариф на тепловую энергию составил 1739 руб. 48 коп. за 1 Гкал.
ТСЖ "Первый", ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу N А24-5229/05-08 пункт 8 постановления Управления от 14.07.2005 N 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 N 9) признан не соответствующим закону, и в результате незаконного завышения тарифов истцу причинены убытки в виде разницы между суммой платежей за тепловую энергию по тарифу, введенному в действие с 01.08.2005, и утвержденным ранее тарифом, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что постановление Управления от 14.07.2005 N 8 в части установления тарифа на тепловую энергию признано недействующим 23.12.2005, то есть с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу, поэтому подлежало применению в период с октября по декабрь 2005 года, когда расчеты производились по тарифу, утвержденному данным постановлением. К тому же правомерность применения указанного тарифа установлена вступившим в законную силу постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу N А24-2205/2008.
С выводами арбитражного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из указанных норм материального права, при разрешении спора требовалось выяснение значимых обстоятельств, а именно: наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между указанными элементами.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска сделаны при неполном исследовании указанных обстоятельств.
Арбитражным судом не учтено, что установленный законом срок, с которого нормативный акт или его отдельные положения, признаны недействующими, не подлежат применению, не ограничивает право заявителя требовать возмещения убытков с момента издания таких нормативных правовых актов или их отдельных положений в случае, если акты не соответствовали закону.
В данном случае при обычных условиях гражданского оборота истец вправе был рассчитывать на оплату тепловой энергии по тарифу 269 руб. 83 коп. за 1 Гкал, утвержденному регулирующим органом на 2005 год постановлением Управления от 02.12.2004 N 13.
Следовательно, расчет за теплопотребление по незаконно завышенному тарифу мог повлечь причинение истцу убытков.
При разрешении спора судом и при оценке правомерности требования истца не исследовался вопрос о факте наличия убытков от незаконного установления тарифа.
Выводы апелляционного суда по другому делу в отношении примененного ГУП "Камчатсккоммунэнерго" в спорный период при расчете за потребленную тепловую энергию тарифа 1739 руб. 48 коп. сами по себе не являются достаточным основанием для отклонения требований истца. Данные выводы сделаны судом в деле по иску энергоснабжающей организации и касаются обязательственных отношений сторон, вытекающих из договора энергоснабжения, поэтому не влияют на решение вопроса о наступлении деликтной ответственности за причинение ущерба.
С учетом изложенного решение от 02.07.2010 принято при неправильном определении значимых для дела обстоятельств и не соответствует нормам права, подлежащим применению, поэтому на основании статьи 288 АПК РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить нарушение прав истца в связи с установлением тарифов постановлением Управления от 14.07.2005 N 8, наличие состава правонарушения, являющегося основанием для применения ответственности в виде убытков, и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил
Решение от 02.07.2010 по делу N А24-1032/2010 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
...
Арбитражным судом не учтено, что установленный законом срок, с которого нормативный акт или его отдельные положения, признаны недействующими, не подлежат применению, не ограничивает право заявителя требовать возмещения убытков с момента издания таких нормативных правовых актов или их отдельных положений в случае, если акты не соответствовали закону.
В данном случае при обычных условиях гражданского оборота истец вправе был рассчитывать на оплату тепловой энергии по тарифу 269 руб. 83 коп. за 1 Гкал, утвержденному регулирующим органом на 2005 год постановлением Управления от 02.12.2004 N 13.
...
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить нарушение прав истца в связи с установлением тарифов постановлением Управления от 14.07.2005 N 8, наличие состава правонарушения, являющегося основанием для применения ответственности в виде убытков, и с учетом установленного разрешить спор."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2010 г. N Ф03-7444/2010 по делу N А24-1032/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании