Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2010 г. N Ф03-7686/2010
по делу N А73-3346/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Одзял И.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 17.09.2010 N 7/7116 от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - Бабич В.В., юрисконсульт, доверенность от 11.01.2010 от третьего лица: закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Пионер" - Нефедов И.С., представитель, доверенность от 01.03.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 26.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А73-3346/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Пионер" о признании незаконными решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2010 г.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 03.11.2010 до 10 часов 05 минут.
Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 25.12.2009 N 72 и предписания от 25.12.2009 N 58.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис"), закрытое акционерное общество Управляющая компания "Пионер" (далее - ЗАО УК "Пионер").
Решением суда от 26.05.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010, заявленные требования удовлетворены.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе и дополнений к ней управления, поддержанной его представителем в суде кассационной инстанции, в которой заявитель просит судебные акты отменить. Управление полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы управление ссылается на то, что администрацией нарушен порядок информационного обеспечения торгов, что необоснованно ограничило доступ к участию в конкурсе участников.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку представителя для участия в судебном заседании не обеспечила.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение распоряжения от 08.06.2009 N 219-р Главы городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения, поручено разработать конкурсную документацию в срок до 18.06.2009, опубликовать и разместить извещение о проведении конкурса на официальном сайте администрации и в газете "Советская звезда".
Распоряжением от 21.07.2009 N 297-р утверждена документация открытого конкурса по отбору управляющей организации. Из общей части конкурсной документации следует, что предметом конкурса является право заключения договоров управления многоквартирным домом в отношении объекта конкурса - общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, на право управления которыми, проводится конкурс.
По протоколу от 10.08.2009 N 1 (1) вскрытия конвертов присутствовали более 50% членов комиссии; на открытый конкурс по управлению многоквартирными домами представлена одна заявка в запечатанном конверте ЗАО УК "Пионер".
Протоколом от 10.08.2009 N 1(2) зафиксирована процедура рассмотрения конкурсной комиссией заявки на участие в конкурсе, по результатом которой каждый из семи членов комиссии принял решение о допуске к участию в конкурсе ЗАО УК "Пионер". Процедура оценки и сопоставления заявок на участие проведена 10.08.2009, что подтверждается протоколом N 1(3), согласно которому конкурсная комиссия решила признать победителем конкурса на право заключения договора на управление многоквартирными домами в городском поселении ЗАО УК "Пионер", поскольку на участие в конкурсе подано только одно заявление, отвечающее всем предусмотренным требованиям. Комиссией принято решение о заключении договора с единственным участником в соответствии с пунктом 8 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
20.08.2009 договор на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов подписан ЗАО УК "Пионер" и администрацией городского поселения.
ООО "Жилсервис" обратилось в управление с жалобой на нарушения, допущенные администрацией при организации и проведении конкурса.
По результатам рассмотрения дела управление, усмотрев в действиях администрации нарушения частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), приняло решение от 25.12.2009 N 72, на основании которого администрации предложено рассмотреть возможность расторжения договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам открытого конкурса.
Как видно из указанного решения, нарушения антимонопольного законодательства заключаются в следующем:
- в извещении о проведении конкурса в конкурсную документацию не включены сведения предусмотренные подпунктом 3, подпунктом 4, подпунктом 5, подпунктом 11 пункта 38, 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила);
- не указание в конкурсной документации (пункт 2.8) обязательного требования об отсутствии у претендента кредиторской задолженности;
- включение в пункт 2.16 конкурсной документации предложений о функциональных характеристиках и качественных характеристиках оказания услуг по управлению многоквартирными домами и иных предложений об условиях исполнения муниципального контракта, в том числе предложение о цене единицы услуги и другие предложения;
- включение дополнительных критериев определения победителя конкурса, непредусмотренных указанными Правилами, а именно: пунктом 2.42.1 предусмотрено, что в случае, если победителя конкурса посредством выполнения пунктов 2.37-2.42 настоящей конкурсной документации определить не удалось, участников конкурса комиссия оценивает по критериям в соответствии с Приложением N 5.1 к настоящей конкурсной документации и выявляет победителя конкурса;
- установление в пункте 2.9 конкурсной документации оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, не соответствующих Правилам.
25.12.2009 управлением выдано предписание N 58 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно о проведении повторного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Не согласившись с указанным решением и предписанием антимонопольного органа, администрация оспорила их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались Законом о защите конкуренции, Законом о размещении заказов, частью 4 статьи 161 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения администрацией частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 26.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А73-3346/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались Законом о защите конкуренции, Законом о размещении заказов, частью 4 статьи 161 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения администрацией частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2010 г. N Ф03-7686/2010 по делу N А73-3346/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании