Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2010 г. N Ф03-7994/2010
по делу N А51-4135/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Е.И.Ковтун, начальник отдела по доверенности от 12.07.2010 N 300 от ответчика: А.В.Хлопенюк, адвокат по доверенности от 10.12.2009 N 498/09, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 18.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А51-4135/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2010 г.
В судебном заседании 09.11.2010 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 15.11.2010, после чего судебное разбирательство было продолжено.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" (далее - ООО "ВСК") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВСК", примыкающего к станции Находка Восточная Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (по пунктам: 1, 2, 3, 5.3; 14, п.п. "б" п. 22, п.п. "в" п. 22, 30) (с учетом частичного отказа от исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 18.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010, приняты пункты договора: 1, 2, 3, 14, подпункты "б" и "в" пункта 22, второго предложения пункта 30 в редакции ответчика, пункт 5.3 принят в редакции истца.
ОАО "РЖД" в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление в части принятия пунктов 1, 2, 3, 14, подпунктов "б" и "в" пункта 22, 30 в редакции ответчика и настаивает на принятии названных условий договора в своей редакции.
Заявитель в обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права (ст.ст. 39, 55, 58, 62 УЖТ РФ, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктов 2.1, 2.4, 6.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, далее - Правила от 18.06.2003 N 26, ст.ст. 421, 422 ГК РФ), норм процессуального права (ст. 170 АПК РФ).
Истец полагает необоснованными и несоответствующими пунктам 2.1, 2.4 Правил от 18.06.2003 N 26 выводы суда о заключении договора на эксплуатацию в отношении 7 из 12 путей необщего пользования в отсутствии соглашения сторон о выделении именно 7 путей, и настаивает на заключении единого договора в редакции ОАО "РЖД", со ссылкой на то, что суд не дал оценки техническим характеристикам и оснащению путей необщего пользования в нарушение пункта 2.3 Правил от 18.06.2003 N 26.
По мнению истца, по условиям договора подача вагонов под погрузку/выгрузку ответчику осуществляется локомотивом ОАО "РЖД" (перевозчика), поэтому у суда не имелось оснований устанавливать зависимость времени исчисления платы за пользование вагонами от нормативов погрузки/выгрузки.
Кроме того, при принятии решения суд необоснованно в нарушение требований статьи 39 УЖТ РФ исключил из подпункта "б" пункта 22 договора условие о начислении ответчику платы за пользование вагонами перевозчика в "брошенных" поездах.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
Представитель ответчика в отзыве и судебном заседании привел свои возражения относительно доводов жалобы по каждому спорному условию договора и, считая, что предложенная им редакция спорных пунктов договора соответствует действующему законодательству, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители обеих сторон подтвердили факт заключения второго договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования 5, 6 причалов ООО "ВСК" по станции Находка-Восточная 09.11.2010 во исполнение решения суда.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об изменении решения и постановления в части на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, исходя из нижеследующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ответчику на праве собственности принадлежат 12 железнодорожных путей необщего пользования: NN 1, 2, 3, 4, 4А, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10А, расположенных по ул. Внутрипортовой 7, 28, 30 п.Врангель Приморского края, согласно свидетельствам о праве собственности пути NN 1, 2, 3, 4, 4А, 5, 6 находятся на территории причалов NN 7, 8 морского торгового порта Восточный и примыкают к грузовому парку "порт Восточный" станции Находка-Восточная через стрелочный перевод N 428.
Судебными инстанциями также установлено, что правоотношения между сторонами по эксплуатации "ВСК-2" регулируются договором N 692 от 01.01.2004 с первоначальным сроком действия до 31.12.2008, продленным соглашением сторон от 19.12.2008 на неопределенное время в связи с возникновением спора при его перезаключении.
Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 705 от 07.12.2004 (далее - договор N 705 от 07.12.2004) заключен сторонами в целях эксплуатации "ВСК-1" на срок до 15.12.2009 и продлен соглашением сторон от 02.12.2009 до урегулирования спорных вопросов, возникших при заключении единого договора N 692.
Рассматривая спор об урегулировании разногласий и дав оценку представленным в деле доказательствам (свидетельства о регистрации, технические паспорта, инструкции, план) и руководствуясь пунктами 1.9, 2.4, 2.9 Правил от 18.06.2003 N 26, обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что предлагаемая истцом редакция пунктов 1, 2, 3, 14, 30 мотивирована необходимостью заключения единого договора на эксплуатацию принадлежащих ответчику железнодорожных путей необщего пользования, а редакция спорных пунктов договора ответчика учитывает особенности и технические возможности эксплуатации железнодорожного пути "ВСК-2" и условия договора N 705 от 07.12.2004.
В этой связи судебные инстанции сделали правильные выводы о возможности заключения между сторонами различных договоров на эксплуатацию принадлежащих ответчику железнодорожных путей необщего пользования и обоснованно не приняли ссылки истца на акт обследования путей необщего пользования ответчика от 09.04.2008, и единый технический паспорт подъездного пути ООО "ВСК" в качестве доказательства намерения сторон на заключение единого договора на эксплуатацию железнодорожных путей ответчика.
Подпункт "в" пункта 22 о внесении платы за пользование инфраструктурой за время нахождения собственных и арендованных вагонов на путях станции вследствие невозможности подачи по причинам, зависящим от "Владельца" по условиям Тарифного руководства N 2 правомерно исключен из условий договора, так как внесение такой платы не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, не нашли своего подтверждения доводы жалобы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права вышеназванной части.
Вместе с тем обоснованы доводы жалобы о принятии судом подпункта "б" пункта 22 договора в редакции ответчика, содержащего условие о плате за пользование вагонами с нарушением положений статьи 39 УЖТ РФ в связи с чем он подлежит исключению из текста договора, с учетом того, что основания для взимания такой платы определены законодательством - статьей 39 УЖТ РФ.
Понудить ответчика к включению в договор условия о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, суд не вправе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.05.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А51-4135/2009 Арбитражного суда Приморского края изменить, исключить из договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, заключенного между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания", подпункт "б" пункта 22, в остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпункт "в" пункта 22 о внесении платы за пользование инфраструктурой за время нахождения собственных и арендованных вагонов на путях станции вследствие невозможности подачи по причинам, зависящим от "Владельца" по условиям Тарифного руководства N 2 правомерно исключен из условий договора, так как внесение такой платы не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, не нашли своего подтверждения доводы жалобы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права вышеназванной части.
Вместе с тем обоснованы доводы жалобы о принятии судом подпункта "б" пункта 22 договора в редакции ответчика, содержащего условие о плате за пользование вагонами с нарушением положений статьи 39 УЖТ РФ в связи с чем он подлежит исключению из текста договора, с учетом того, что основания для взимания такой платы определены законодательством - статьей 39 УЖТ РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2010 г. N Ф03-7994/2010 по делу N А51-4135/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании