Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 ноября 2010 г. N Ф03-8165/2010
по делу N А59-6730/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 05.07.2010, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А51-6730/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1408" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, муниципальному образованию Уссурийский городской округ в лице Администрации Уссурийского городского округа о взыскании 1080131 руб. 60 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1408" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, муниципальному образованию Уссурийский городской округ в лице Администрации Уссурийского городского округа о взыскании 1239410 руб. 29 коп. убытков в виде расходов, связанных с предоставлением проезда гражданам, включенным в федеральный и краевой регистры, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда от 05.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 757684 руб. 29 коп. убытков, с Приморского края в лице Администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу истца взыскано 481726 руб. убытков. В удовлетворении исковых требований к МО Уссурийский городской округ в лице Администрации Уссурийского городского округа отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, которое просит их отменить в части взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не может нести ответственности за неисполнение обязательств, поскольку не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты РФ.
Указывает на то, что истцом не представлены акты натурных обследований пассажирских потоков, в результате которых определяется коэффициент соотношения платных и бесплатных пассажиров, а также на пропуск истцом срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
До начала судебного разбирательства Министерством финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю заявлено ходатайство о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи. Данное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено на основании ч.5 ст.159 АПК РФ, поскольку ходатайство о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи подано в нарушение порядка и сроков, установленных для заявления такого ходатайства, предусмотренных ст.ст. 73, 153.1, 159 АПК РФ.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Автоколонна 1408" во исполнение договора от 22.02.2006 N 11 на возмещение расходов, связанных с предоставлением проезда гражданам, включенным в федеральный и краевой регистры, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, заключенного с Администрацией Уссурийского ГО, и на основании постановления Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" при расчете за оказанные услуги в 2006 году учитывало скидку в размере 50% от утвержденной стоимости по оплате проезда лицам, включенным в федеральный регистр на сумму 896560 руб., и лицам, включенным в краевой регистр на сумму 481726 руб.
Администрацией Уссурийского ГО произведена оплата расходов ООО "Автоколонна 1408" за 2006 год в размере 138875 руб. 71 коп.
Сумма невозмещенных истцу расходов составила 757684,29 руб. за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, и 481726 руб. в краевой регистр.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с Приморского края в лице Администрации Приморского края за счет казны Приморского края убытков на перевозку граждан, включенных в краевой регистр, в размере 481726 руб., суд первой инстанции на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об обоснованности отнесения финансирования вышеназванных льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Приморского края. Судебный акт в данной части не обжалуется.
При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот лицам, включенным в федеральный регистр, суды обеих инстанций исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004, 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением льгот по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края в размере 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
В связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, что объем средств, перечисленных из федерального бюджета не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, в связи с чем убытки, возникшие в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, в сумме 757684,29 руб. правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При таких обстоятельствах выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судами в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 05.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А51-6730/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, что объем средств, перечисленных из федерального бюджета не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, в связи с чем убытки, возникшие в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, в сумме 757684,29 руб. правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2010 г. N Ф03-8165/2010 по делу N А59-6730/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании