Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 ноября 2010 г. N Ф03-7170/2010
по делу N А51-69/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - Решетникова Г.Л., представитель по доверенности б/н от 19.04.2010, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае на решение от 09.08.2010 по делу N А51-69/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "ВЛ Лоджистик" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2009 по делу об административном правонарушении N 05-09/743П.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2010 г.
Закрытое акционерное общество "ВЛ Лоджистик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - теруправление, административный орган) от 03.11.2009 N 05-09/743П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.03.2010 требование общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2010 N Ф03-4288/2010 решение арбитражного суда от 15.03.2010 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции признал ошибочными выводы суда об исчислении срока для представления в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах. Вместе с тем суд кассационной инстанции указал на необходимость установления и исследования судом обстоятельств дела о том, имелась ли у общества возможность по соблюдению положений валютного законодательства, за нарушение которого наступает административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При повторном рассмотрении дела решением арбитражного суда от 09.08.2010 требование общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении вмененного административного правонарушения.
В суде апелляционной инстанции данное решение не проверялось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, теруправление подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, а так же на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, вывод арбитражного суда об отсутствии вины общества в совершенном правонарушении ошибочен.
Обществом в отзыве на кассационную жалобу ее доводы отклонены, предложено кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а решение как законное и обоснованное - без изменения; извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в заседании суда кассационной инстанции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя теруправления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела, при проведении управлением проверки по вопросу соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации установлено нарушение срока представления справки о подтверждающих документах о проведенной валютной операции. Инвойс N 8041481, подтверждающий факт оказания услуги, оформлен 31.12.2008, следовательно, по мнению административного органа, данный документ и оформленная на него справка о подтверждающих документах должны быть представлены в банк паспорта сделки (далее - банк ПС) до 15.01.2009. Однако общество представило указанные документы 21.01.2009. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 21.10.2009 N 05-09/743, на основании которого административным органом было вынесено постановление от 03.11.2009 N 05-09/743П о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением административного органа о привлечении его к административной ответственности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя его требования в полном объеме, правомерно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, обязанность представления которых закреплена пунктом 1 части 2 статьи 24 названного Федерального закона N 173-ФЗ.
В силу пункта 1 Указания Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемыми резидентами, за исключением кредитных организациях и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, требования о представлении которой в уполномоченный банк установлены Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положением Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении N 1 к Положению N 258-П.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС, подтверждающие документы с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N2080-У указанный пункт 2.4 Положения N 258-П изложен в иной редакции, согласно которой резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа. Данная редакция вступила в силу с 28.10.2008.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению N 258-П в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01-14). Коду 04 отвечает "документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг".
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата получения обществом оригиналов всех документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их стоимость. Судом установлено, что инвойс от 31.12.2008 был направлен в адрес общества 12.01.2009 и получен им 16.01.2009, что подтверждается сопроводительной арендодателя от 11.01.2009 и курьерской накладной N 567-8231.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно с момента получения представленного спорного инвойса с перечнем и стоимостью оказанных услуг, он может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуг и точную их стоимость.
Таким образом, представление обществом в банк ПС 21.01.2009 справки, подтверждающей проведение валютной операции, свидетельствует о соблюдении срока, установленного пунктом 2.4 положения N 258-П, следовательно, отсутствует вина общества во вмененном правонарушении. Доказательств иного административный орган в порядке части 4 статьи 210 АПК РФ не представил.
Отсутствие состава административного правонарушения является в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.08.2010 по делу N А51-69/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N2080-У указанный пункт 2.4 Положения N 258-П изложен в иной редакции, согласно которой резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа. Данная редакция вступила в силу с 28.10.2008.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4-7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению N 258-П в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01-14). Коду 04 отвечает "документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг".
...
Отсутствие состава административного правонарушения является в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2010 г. N Ф03-7170/2010 по делу N А51-69/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании