Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2010 г. N Ф03-8312/2010
по делу N А59-1310/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Сахалинской области на решение от 02.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А59-1310/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению прокурора Сахалинской области к администрации Невельского муниципального района, третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района, индивидуальный предприниматель Дементьев Алексей Валерьевич, о признании незаконным бездействия по нерегистрации права муниципальной собственности и обязании принять меры к осуществлению регистрации права.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 г.
Прокурор Сахалинской области (далее - заявитель, прокурор) в порядке статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Невельского муниципального района Сахалинской области (далее - администрация) по нерегистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: нежилые помещения общей площадью 330,1 кв.м, расположенные в подвальном помещении по адресу: г.Невельск, ул.Победы, 2, и возложении на администрацию обязанности принять в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) меры к осуществлению регистрации права.
Заявление мотивировано тем, что указанный объект недвижимого имущества включен в реестр муниципальной собственности Невельского муниципального района на основании постановления мэра г. Невельска от 31.01.1995 N 66а "О внесении дополнений в реестр объектов, передаваемых в муниципальную собственность", то есть до введения в действие Закона о регистрации, поэтому право муниципальной собственности на эти объекты признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации. Поскольку администрация распорядилась вышепоименованным помещением путем передачи его в аренду индивидуальному предпринимателю Дементьеву А.В. на срок с 05.05.2009 по 04.05.2014 по договору аренды от 05.05.2009 N 4, то в силу положений Закона о регистрации и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у администрации возникла обязанность осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на переданные в аренду объекты недвижимости. Однако данная обязанность администрацией не исполнена, что нарушает права муниципального образования в сфере экономической деятельности. В связи с этим указанное бездействие администрации подлежит признанию незаконным с возложением на нее обязанности принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
Определением от 16.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района Сахалинской области (далее - комитет), индивидуальный предприниматель Дементьев Алексей Валерьевич (далее - ИП Дементьев А.В.).
Решением суда от 02.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010, в удовлетворении заявления прокурора отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявителем не доказан факт нарушения действиями (бездействием) администрации прав и законных интересов конкретных субъектов гражданского оборота.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, прокурор просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности факта нарушения оспариваемым бездействием администрации прав и законных интересов участников гражданского оборота.
Администрация Невельского городского округа в своем отзыве на кассационную жалобу выразила несогласие с ее доводами, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Арбитражные суды обеих инстанций установили, что нежилые помещения общей площадью 330,1 кв.м на основании постановления мэра г. Невельска от 31.01.1995 N 66а "О внесении дополнений в реестр объектов, передаваемых в муниципальную собственность" включены в реестр муниципальной собственности.
После введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права муниципальной собственности на данный объект недвижимости не производилась.
05.05.2009 между администрацией г.Невельска и Невельского района в лице Комитета по управлению имуществом администрации г.Невельска и Невельского района (арендодатель) и ИП Дементьевым А.В. заключен договор N 4 аренды нежилых помещений общей площадью 330,1 кв.м, расположенные по вышеназванному адресу для размещения складских помещений. Согласно пункту п. 1.2 договора указанное помещение является муниципальной собственностью.
Поскольку по сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области от 29.12.2009 N 05/006/2009-289 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права на указанный объект недвижимости отсутствует, прокурор, считая бездействие администрации по не проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на переданный в аренду объект недвижимости незаконным и нарушающим права муниципального образования в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Положениями статей 8, 131, 215 ГК РФ, а также части 1 статьи 2 Закона о регистрации, предусмотрена обязанность государственной регистрации прав на недвижимые вещи, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из представленных документов судами установлено, что поскольку спорный объект недвижимости включен в Реестр муниципальной собственности Невельского муниципального района на основании постановления мэра г. Невельска от 31.01.1995 N 66а "О внесении дополнений в реестр объектов, передаваемых в муниципальную собственность", то есть до вступления в силу Закона о регистрации, то согласно части 1 статьи 6 данного Закона право муниципальной собственности на это недвижимое имущество признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.
Вместе с тем ввиду совершения с указанным объектом недвижимости сделки по ограничению права, у администрации возникла обязанность осуществить ее регистрацию в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 2 статьи 13 Закона о регистрации.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) необходимо установить наличие одновременно нескольких юридических фактов: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а в случае обращения с заявлением прокурора - нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Названные условия должны быть установлены в совокупности.
В силу статьи 65 АПК РФ доказательства того, что оспариваемым бездействием нарушены права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат представлению прокурором как заявителем по делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 3 статьи 201 АПК РФ в связи с непредставлением прокурором доказательств нарушения бездействием администрации прав и законных интересов МО Невельского муниципального района в сфере экономической деятельности, суды обеих инстанций, вместе с тем, правомерно сделали вывод о незаконности бездействия администрации в неосуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности.
Однако следует отметить, что правоотношения между администрацией и предпринимателем, возникшие при заключении договора аренды от 05.05.2009 N 4, регулируются гражданским законодательством, в то время как прокурором заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации как участника гражданско-правовых отношений, а не публично-правовых.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии в действиях (бездействиях) администрации нарушений прав и законных интересов муниципального образования фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение 02.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А59-1310/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статей 8, 131, 215 ГК РФ, а также части 1 статьи 2 Закона о регистрации, предусмотрена обязанность государственной регистрации прав на недвижимые вещи, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из представленных документов судами установлено, что поскольку спорный объект недвижимости включен в Реестр муниципальной собственности Невельского муниципального района на основании постановления мэра г. Невельска от 31.01.1995 N 66а "О внесении дополнений в реестр объектов, передаваемых в муниципальную собственность", то есть до вступления в силу Закона о регистрации, то согласно части 1 статьи 6 данного Закона право муниципальной собственности на это недвижимое имущество признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.
Вместе с тем ввиду совершения с указанным объектом недвижимости сделки по ограничению права, у администрации возникла обязанность осуществить ее регистрацию в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 2 статьи 13 Закона о регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2010 г. N Ф03-8312/2010 по делу N А59-1310/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании