Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8471/2010
по делу N А73-4975/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Парамонова Н.В. - главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 21.05.2010 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 18.06.2010 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А73-4975/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) к Отделению по г.Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, третье лицо: Краевое государственное учреждение "Комсомольское лесничество", о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 г.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее - орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, орган Федерального казначейства) по возврату без исполнения постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.08.2008 N 5/9 с Краевого государственного учреждения "Комсомольское лесничество" (далее - КГУ "Комсомольское лесничество") и обязании исполнить данное постановление.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что постановление органа Пенсионного фонда является исполнительным документом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и подлежит исполнению Отделением по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, полагающего, что судами обеих инстанций неверно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение от 18.06.2010, постановление от 20.08.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований органа Пенсионного фонда.
По мнению Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Заявитель кассационной жалобы полагает также, что судом неправомерно не применены положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым взыскание в Пенсионный фонд Российской Федерации задолженности, образовавшейся на 31.12.2009, с 01.01.2010 возможно только в судебном порядке.
Орган Пенсионного фонда, КГУ "Комсомольское лесничество", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя органа Федерального казначейства, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Пенсионного фонда в адрес КГУ "Комсомольское лесничество" (правопреемника КГУ "Гурский лесхоз") выставлено требование от 02.06.2008 N 222 об уплате задолженности по страховых взносам и пени в общей сумме 9151,40 руб. Требование страхователем исполнено не в полном объеме.
13.08.2008 в отношении КГУ "Комсомольское лесничество" Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края принято решение N 5 о взыскании пеней в сумме 133,09 руб.
Во исполнение указанного решения в службу судебных приставов направлено постановление от 13.08.2008 N 5/9 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере.
21.10.2009 судебный пристав-исполнитель составил акт о невозможности взыскания, вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвратил постановление от 13.08.2008 заявителю.
25.02.2010 постановление N 5/9 от 13.08.2008 направлено органом Пенсионного фонда в Отделение по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю для исполнения.
Уведомлением от 16.03.2010 указанное постановление и приложенные к нему документы возвращены в адрес заявителя без исполнения с указанием на то, что представленные на взыскание с КГУ "Комсомольское лесничество" документы не подлежат исполнению в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона N 212-ФЗ, пунктом 4 статьи 18 которого предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организаций, которым открыт лицевой счет в органах федерального казначейства, осуществляется только в судебном порядке.
Не согласившись с действиями Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю по отказу в принятии к исполнению постановления от 13.08.2008 N 5/9, орган Пенсионного фонда обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что КГУ "Комсомольское лесничество" является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю лицевой счет.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали действия Отделения по г.Комсомольску-на-Амуре УФК по Хабаровскому краю по возврату Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края постановления о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 13.08.2008 N 5/9 незаконными, обязав принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", не соответствует действующему законодательству, поскольку спорные правоотношения возникли в 2008 году, а вышеназванный закон вступил в силу с 01.01.2010 и подлежит применению к правоотношениям, возникшим после его вступления в законную силу.
Учитывая, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2010 по делу N А73-4975/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", не соответствует действующему законодательству, поскольку спорные правоотношения возникли в 2008 году, а вышеназванный закон вступил в силу с 01.01.2010 и подлежит применению к правоотношениям, возникшим после его вступления в законную силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8471/2010 по делу N А73-4975/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании