Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8539/2010
по делу N А51-5431/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 11.06.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по делу N А51-5431/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к муниципальному общеобразовательному учреждению гимназия г. Спасска-Дальнего о взыскании 13480 руб.
Резолютивная часть постановления от 01 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 г.
Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 г. Лесозаводска (далее - учреждение, отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения гимназия г. Спасска-Дальнего (далее - гимназия) суммы непринятых расходов по оплате путевок в детские санатории в размере 13480 руб.
Решением суда от 11.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано по причине пропуска отделением ФСС сроков подачи заявления в арбитражный суд и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 решение арбитражного суда оставлено без изменения, но по иным основаниям. Апелляционная инстанция согласилась с доводами отделения ФСС о том, что срок для обращения в суд с заявлением не пропущен, но посчитала, что за взысканием недоимки следовало обратиться налоговому органу, так как взысканию подлежит недоимка по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в размере суммы, не принятой отделением ФСС к зачету по страховым взносам.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, отделение ФСС обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, гимназия неправомерно израсходовала средства Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату путевок на оздоровление детей. Требование отделения ФСС о восстановлении в установленный срок суммы 13480 руб. оставлено гимназией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательстве по делу участие не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судом кассационной инстанции установлено нижеследующее.
Отделением ФСС проведена проверка гимназии по вопросу произведенных расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования. Результаты проверки отражены в акте N64с/с от 11.06.2009, в котором указано, что гимназией допущено нарушение действующего законодательства, выразившееся в том, что в 2008 году выдана дважды путевка на Соколова Сергея.
На основании акта принято решение, оформленное протоколом N 45 от 06.07.2009, о непринятии к зачету расходов, произведенных гимназией, в сумме 13480 руб.
В адрес последней выставлено требование, оформленное письмом N4 от 06.07.2009, о возврате средств социального страхования в указанной выше сумме в срок до 16.07.2009.
Так как гимназия данное требование не выполнила, отделение ФСС обратилось за взысканием суммы в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации в части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства, отделение ФСС принимает соответствующее решение, которое в соответствии с пунктом 29 Постановления ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний в порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667, далее - Методические рекомендации) представляется отделением ФСС в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы в течение 10 дней со дня его вынесения, а в адрес страхователя направляется требование о возврате средств, полученных от отделения ФСС на цели обязательного социального страхования.
Если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения ФСС, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке (часть 2 пункта 31 Методических рекомендаций).
Вместе с тем, заявитель кассационной жалобы ошибочно полагает, что право обращаться за взысканием указанных сумм в судебном порядке представлено именно отделению ФСС.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Тем самым при неисполнении страхователем-плательщиком единого социального налога решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Исходя из вышеизложенного, органы ФСС проводят выездные проверки за 2007-2009гг. на предмет правильности расходования средств Фонда социального страхования на обязательные социальное страхование; при выявлении нарушений, возникших у страхователя-плательщика ЕСН в части расходования средств обязательного социального страхования, по результатам проверки за период до 2010 года, проведенный органами ФСС РФ, выносится решение о непринятии к зачету расходов, которое направляется в соответствующий налоговый орган. При этом недоимка по ЕСН, возникшая в связи с вынесением такого решения, уплачивается страхователем или взыскивается налоговым органом в соответствии с налоговым законодательством.
Исходя из вышеизложенного, основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.06.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по делу N А51-5431/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства, отделение ФСС принимает соответствующее решение, которое в соответствии с пунктом 29 Постановления ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний в порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667, далее - Методические рекомендации) представляется отделением ФСС в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы в течение 10 дней со дня его вынесения, а в адрес страхователя направляется требование о возврате средств, полученных от отделения ФСС на цели обязательного социального страхования.
Если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения ФСС, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке (часть 2 пункта 31 Методических рекомендаций).
...
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8539/2010 по делу N А51-5431/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании