Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2010 г. N Ф03-8225/2010
по делу N А51-7464/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Компании "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED": Сомова М.В. - представитель по доверенности от 12.05.2010 б/н; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г .Владивостока: Главдель А.В. - главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 30.11.2010 N 10-12/1300; рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 08.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по делу N А 51-7464/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Компании "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании недействительным решения от 17.03.2010 N 315.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 г.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09.12.2010.
Компания "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" (далее -компания) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока, налоговый орган) N 315 от 17.03.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и признании незаконным бездействия, выраженного в не возврате налога на прибыль и обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока устранить допущенные нарушения и возвратить Компании "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" ранее удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом налог на прибыль с доходов.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010, заявленные требования удовлетворены. Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока N 315 от 17.03.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) признано недействительным. Кроме того признано незаконным бездействие, выраженное в не возврате налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России как не соответствующие Налоговому Кодексу Российской Федерации. Также суды обязали ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока возвратить Компании "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" ранее удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, в сумме 128656 долларов США.
Судебные акты мотивированы тем, что компанией соблюдены условия возврата ранее удержанного (и уплаченного) налога и правильно оформлено подтверждение постоянного местопребывания иностранной организации, заверенного компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока, полагающей, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем считает решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований компании.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговый орган правомерно отказал иностранной организации в возврате налога, поскольку достоверно установить, что денежные средства уплачивались ООО "Востоктрансшиппинг" в качестве налогового агента с доходов иностранной организации "ASHLODGE ENTERPRISES LIМIТЕD" не представляется возможным; на представленном в Инспекцию заявлении иностранной организации "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" по форме 1011DT (2002) отсутствует апостиль.
Кроме того, налоговый орган полагает, что на него необоснованно возложена обязанность возвратить сумму налога в долларах США.
Компания "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Компания полагает, что проставление апостиля не требуется, поскольку республика Кипр включена в список иностранных государств, с которыми Российской Федерацией достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих постоянное местопребывания (резидентство) иностранных организаций.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что компания "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" (судовладелец) предоставила ООО "Востоктрансшипинг" (Фрахтователь) по договору бербоут-чартера от 15.09.2003 во владение и пользование танкер "Поларис", за предусмотренную договором арендную плату. Согласно дополнительному соглашению от 17.07.2006 к договору бербоут-чартера от 15.09.2003 сумма арендной платы составляла 4350 долларов США в сутки на условиях лумпсум за каждый календарный квартал с оплатой на последнюю дату.
ООО "Востоктрансшипинг" (налоговый агент) удержал налог с выплаченного Компании "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" дохода, поскольку на момент выплат иностранная компания не представила обществу подтверждение о постоянном местонахождении в Республике Кипр.
Факт уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет подтверждают копии платежных поручений от 29.06.2006 N 227 на сумму 749447,81 руб., от 28.12.2006; N 424 на сумму 893208,98 руб., от 28.03.2007 N 114 на сумму 863224,42 руб. и от 05.07.2007 N 245 на сумму 860903,30 руб., а также выписка из лицевого счета ООО "Востоктрансшипинг" по уплате налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России.
Во исполнение пункта 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации, Компания "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" (Лимасол, Республика Кипр) в лице своего представителя предоставила в налоговый орган для возврата удержанного ООО "Востоктрансшипинг" (налоговым агентом) налога на прибыль пакет документов, по форме 1011DT (2002).
Налоговый орган Письмом N 09-10/45724 от 18.12.2009 запросил дополнительные документы, подтверждающие факт двойного налогообложения (удержания налога в Российской Федерации и уплаты налога в республике Кипр), а 17.03.2010 принял оспариваемый ненормативный акт, которым отказал в осуществлении возврата.
Не согласившись с принятым решением, Компания обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Исходя из названной нормы при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, этот доход освобождается от удержания налога у источника выплаты.
Следовательно, несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.
В этом случае согласно пункту 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации при последующем подтверждении местонахождения иностранного юридического лица производится возврат ранее удержанного налога.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что Компания "ASHLODGE ENTERPRISES LIMITED" зарегистрирована и имеет постоянное местонахождение на Кипре, а также не имеет постоянного представительства в Российской Федерации, факт уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет подтверждают копии платежных поручений от 29.06.2006 N 227 на сумму 749447,81 руб., от 28.12.2006; N 424 на сумму 893208,98 руб., от 28.03.2007 N 114 на сумму 863224,42 руб. и от 05.07.2007 N 245 на сумму 860903,30 руб., а также выписка из лицевого счета ООО "Востоктрансшипинг" по уплате налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, Компания представила все указанные в пункте 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации документы, пришли к обоснованному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возврате ранее удержанного (и уплаченного) налога.
Согласно статье 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 (далее - Конвенция), участниками которой являются как Российская Федерация, так и Республика Кипр, Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
В силу статьи 3 Конвенции единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
При этом Письмом ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 сообщен Список иностранных государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, в который в том числе входит и Республика Кипр.
Учитывая изложенное, документ, подтверждающий постоянное местопребывание иностранной организации - резидента Республики Кипр и служащий основанием для применения положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998, при налогообложении доходов такой иностранной организации у источника выплаты в Российской Федерации может быть представлен налоговому агенту без проставления на нем апостиля.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока N 315 от 17.03.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и незаконным бездействие, выраженное в не возврате налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Между тем, обязывая налоговый орган возвратить ранее удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом налог на прибыль в иностранной валюте, суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется налоговым органом в валюте Российской Федерации.
При этом ссылка судебных инстанций на форму заявления о возврате сумм налогов, утвержденную Приказом от 15.01.2002 N БГ-3-23/13, предусматривающую возможность указания сумм налога в валюте, не имеет правового значения, так как арбитражные суды в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Более того, материалами дела подтверждается, что компания, с учетом уточнения поданного заявления о признании недействительным решения налогового органа, в целях восстановления нарушенного права в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем возврата ранее удержанного и перечисленного в бюджет налоговым агентом налога на прибыль с доходов иностранного лица.
Учитывая, что требование имущественного характера компанией не заявлялось, у суда отсутствовали основания для обязания налогового органа перечислить заявителю определенную сумму.
При изложенных выше обстоятельствах, возложение арбитражным судом обязанности на налоговый орган перечислить сумму налога в иностранной валюте, подлежит исключению из резолютивной части оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 08.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 по делу N А51-7464/2010 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Исключить из резолютивной части решения слова "в сумме 128656 долларов США".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Приостановление исполнения вышеназванных судебных актов по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2010 N 001335 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 3 Конвенции единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
При этом Письмом ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 сообщен Список иностранных государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, в который в том числе входит и Республика Кипр.
Учитывая изложенное, документ, подтверждающий постоянное местопребывание иностранной организации - резидента Республики Кипр и служащий основанием для применения положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998, при налогообложении доходов такой иностранной организации у источника выплаты в Российской Федерации может быть представлен налоговому агенту без проставления на нем апостиля.
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока N 315 от 17.03.2010 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и незаконным бездействие, выраженное в не возврате налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется налоговым органом в валюте Российской Федерации.
При этом ссылка судебных инстанций на форму заявления о возврате сумм налогов, утвержденную Приказом от 15.01.2002 N БГ-3-23/13, предусматривающую возможность указания сумм налога в валюте, не имеет правового значения, так как арбитражные суды в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2010 г. N Ф03-8225/2010 по делу N А51-7464/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании