Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 декабря 2010 г. N Ф03-8526/2010
по делу N А59-2076/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Аэропорт Южно-Курильск" на решение от 05.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по делу N А59-2076/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению государственного унитарного предприятия "Аэропорт Южно-Курильск" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления от 08 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2010 г.
Государственное унитарное предприятие "Аэропорт Южно-Курильск" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее - Росприроднадзор, управление) по делу об административном правонарушении N 01Н/18-ЕГ от 06.05.2010.
Решением суда от 05.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Оба судебных акта мотивированы тем, что предприятие правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за факт осуществления деятельности, в ходе которой образуются отходы производства, без разрешения, учета и отчетности, то есть с нарушением статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом не установлено наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.
В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор отклоняет доводы предприятия, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательстве по делу участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судом кассационной инстанции установлено нижеследующее.
Управлением во исполнение приказа N 378 от 23.12.2009 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования издан приказ N 34-ПК от 18.03.2010 о проведении проверки предприятия в период с 23.03.2010 по 26.03.2010, в том числе на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды (т. 1 стр. 73-76).
По заявлению предприятия срок проверки был перенесен и утвержден приказом Росприроднадзора 30.03.2010 N 41а-ПК в период с 12.04.2010 по 23.04.2010 (том 1 л.д. 92-94).
Результаты проверки отражены в акте N 01Н/02-ЕГ от 23.04.2010 и справке-акте к нему от 23.04.2010.
28.04.2010 в присутствии законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, а 06.05.2010 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 01Н/18-ЕГ.
Согласно данному постановлению предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, на него наложен штраф в сумме 100000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Из материалов административного производства следует, что предприятие не имеет разрешения на работу с отходами, не представляет статистическую отчетность в части обращения с отходами, не осуществляет учет отходов, не производит расчеты платежей по образуемым и размещаемым отходам и, соответственно, не перечисляет предусмотренные средства в бюджет.
На территории предприятия обнаружены отходы 2-5 классов опасности, при этом на отходы 1-4 классов опасности отсутствуют паспорта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В статье 14 Закона N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Требования к обращению с опасными отходами установлены в пунктах 3, 4 статьи 14 Закона N 89-ФЗ.
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) утвержден постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", в частности: форму статистической отчетности N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что в процессе деятельности предприятия образовались отходы 1-4 классов опасности, однако в нарушение требований природоохранного законодательства, статей 11, 14, 18 Закона N 89-ФЗ предприятие не имеет паспорта на опасные отходы.
Несоблюдение названными нормативными актами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Следует отклонить довод заявителя жалобы, что фактически была проведена внеплановая проверка. Из материалов дела судом первой и апелляционной инстанций установлено, что приказ N 34-ПК от 18.03.2010 о проведении проверки предприятия издан во исполнение плана контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора по Сахалинской области на 2010 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2009 N 378.
На плановый характер проверки указано в протоколе об административном правонарушении от 28.04.2010 N 01Н/25-ЕГ, акте проверки, о проведении проверки руководитель предприятия уведомлен 19.03.2010 N 01Н/27-ЕГ.
Статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено согласование плана проверок, необходимость в ином согласовании конкретной плановой проверки, включенной в план проверок, не предусмотрена.
Ссылка предприятия на решение суда общей юрисдикции, которым отказано в привлечении к административной ответственности руководителя предприятия, которое, по его мнению, обязательно для данного дела, отклоняется.
Правовая оценка суда общей юрисдикции действий лица, привлекаемого к ответственности, и примененного им положения закона, на котором основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего в силу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
При изложенных выше обстоятельствах основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеются.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.07.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по делу N А59-2076/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что в процессе деятельности предприятия образовались отходы 1-4 классов опасности, однако в нарушение требований природоохранного законодательства, статей 11, 14, 18 Закона N 89-ФЗ предприятие не имеет паспорта на опасные отходы.
Несоблюдение названными нормативными актами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Следует отклонить довод заявителя жалобы, что фактически была проведена внеплановая проверка. Из материалов дела судом первой и апелляционной инстанций установлено, что приказ N 34-ПК от 18.03.2010 о проведении проверки предприятия издан во исполнение плана контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора по Сахалинской области на 2010 год, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2009 N 378.
...
Статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено согласование плана проверок, необходимость в ином согласовании конкретной плановой проверки, включенной в план проверок, не предусмотрена."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 декабря 2010 г. N Ф03-8526/2010 по делу N А59-2076/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании