Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 апреля 2010 г. N Ф03-2702/2010
по делу N А51-6442/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии индивидуального предпринимателя Мельникова О.К.)., паспорт 0506 299432, выдан 30.01.2007, от администрации г. Владивостока - Четвертакова P.P., представитель по доверенности от 2.3.12.2009 N 1 - 3/5907, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Владивостока; Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение от 06.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А51-6442/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Юрьевича к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, администрации г. Владивостока, третьи лица: Управление Муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объектов на земельных участках и признании недействительными постановлений от 30.01.2007 N 1125, N 1130.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Приморского края решением от 06.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010, удовлетворил требования индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Юрьевича, признав недействительными постановления администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 112.5 и N 1130 "О предоставлении МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" земельных участков в районе ул. Маковского, 130", а также признал незаконным отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства по Приморскому краю (после реорганизации Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, далее - Департамент) от 02.12.2008 N29/8-20-8270 в предварительном согласовании места размещения магазина, закусочной, автосервиса на земельных участках площадью 530 кв.м и 709 кв.м, расположенных по адресу ул. Маковского, 130-136 в г. Владивостоке.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке"
Администрация г. Владивостока и Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обжаловали указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу предприниматель Мельников О.Ю. просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителей жалоб сводятся к тому, что суд необоснованно указал на незаконность бездействия администрации г. Владивостока, уклонившейся от рассмотрения заявления Мельникова О.Ю. от 01.12.2006, так как это требование предпринимателем не заявлялось. Указывая на то, что предприниматель не обжаловал допущенное администрацией г. Владивостока бездействие в трехмесячный срок, заявители жалоб полагают, что срок действия постановления о предварительном согласовании от 26.01.2004 N 179 истек 26.01.2007.
Кроме того, заявители жалоб считают, что суды также нарушили требования статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), устанавливающей трехмесячный срок для обжалования бездействия органов власти и должностных лиц.
По мнению заявителей жалоб, суды, удовлетворяя требования предпринимателя, не приняли во внимание доводы Администрации и Департамента о том, что в соответствии со статьей 13 ГК РФ и разъяснениями совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 на момент принятия оспариваемых постановлений у предпринимателя Мельникова О.Ю. отсутствовали права и законные интересы на спорные земельные участки. Кроме того, обязывая Департамент принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов на земельном участке, который ограничен в обороте, суд не учел, что решение этого вопроса невозможно до получения всех необходимых согласований, тем более, что акт выбора площадки под строительство от 17.10.2003 и имеющиеся согласования к акту, выданные с указанием на определенные сроки уже истекли.
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу требований пункта 8 статьи 31, статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007.
Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - "Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края") согласно Постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па и от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В силу пункта 3 названного Положения, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является правопреемником Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в области земельных отношений.
Пунктом 3 постановления администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па администрации Владивостокского городского округа было рекомендовано в срок до 01.03.2007 осуществить передачу по актам приема-передачи в КУГИ Приморского края документов, поданных для предоставления прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, по которым решения о предоставлении земельных участков по состоянию на 01.02.2007 не приняты, а также ранее заключенных договоров аренды земельных участков, реестров заключенных договоров, электронных баз данных и иных документов, необходимых для выполнения КУГИ полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Таким образом, после 01.02.2007 лишь Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края вправе принимать решение о предоставлении земельных участков. Следовательно, заявление Мельникова О.Ю. от 23.08.2007, отвечающее требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, правомерно было направлено в Департамент, который должен был рассмотреть это заявление в установленном законом порядке и в установленный срок.
Судом установлено, что первоначальные заявления предпринимателя от 20.09.2002 и от 22.10.2003, поданные им в администрацию г. Владивостока, также отвечали требованиям статьи 31 ЗК РФ (действующей в соответствующих редакциях), в связи с чем должны были быть рассмотрены администрацией своевременно.
Между тем, учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято Администрацией лишь 26.01.2004 и действовало до 26.01.2007, предприниматель обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением от 25.11.2006 о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное заявление Администрация не рассматривала, хотя предпринимателем были представлены все необходимые для согласования документы.
В рассматриваемом случае администрация г. Владивостока в силу пункта 3 постановления администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па была обязана до 01.03.2007 перенаправить заявления предпринимателя, не рассмотренные по существу, со всеми материалами в КУГИ (Департамент имущественных отношений), однако требования указанной нормы Администрация не выполнила.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что срок выданного ранее предварительного согласования истек не по вине предпринимателя, а в результате неправомерного бездействия администрации г. Владивостока, следовательно, права предпринимателя, возникшие с подачей заявления от 22.10.2003, им не утрачены, а довод Департамента об отсутствии для него юридического значения обращений предпринимателя в администрацию г. Владивостока в 2003 и 2007 годах, является несостоятельным.
Поскольку Закон Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ не предусматривает прекращения прав, ранее возникших из федерального закона, то переход полномочий по распоряжению земельным участком, как и бездействие администрации г. Владивостока, установленное судом, не дают законных оснований для ограничения прав предпринимателя и не влекут прекращение обязанности уполномоченного органа предоставить земельный участок.
Признавая оспариваемые постановления администрации г. Владивостока недействительными, суд правомерно исходил из нарушения при их издании требований статьи 31, 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату их издания).
Суд установил, что основанием для принятия администрацией г. Владивостока оспариваемых постановлений послужили заявления МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" от 26.01.2007 N 3/211- 07, N 21607, которое просило предоставить спорные земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для загородных прогулок и для отдыха детей в каникулярное время, соответственно. При этом какие-либо документы к данным обращениям приложены не были.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела заключения УМИГА г. Владивостока о возможности' предоставления испрашиваемых МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" под запрошенные цели и в указанном размере не имеют даты согласования и даты их регистрации.
В соответствии с информацией государственного земельного кадастра N 2516/2 от 06.12.2007 по состоянию на 06.12.2007 отсутствуют сведения о принятых решениях органов местного самоуправления и выданных документах (в том числе актов согласования) кому-либо, кроме Мельникова О.Ю.
Оценив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что ни учреждение, ни орган местного самоуправления либо его подразделения не обращались для получения сведений о правах третьих лиц на испрашиваемые учреждением земельные участки перед принятием оспариваемых постановлений, в то время как на тот момент права третьих лиц в действительности существовали, поскольку в соответствии с актом выбора площадки N 117/2003 от 30.04.2003 Мельников О.Ю. производил оформление прав на земельный участок под строительство.
При этом предприниматель в соответствии со статьей 31 ЗК РФ предоставил администрации г. Владивостока полный пакет документов в отношении спорных земельных участков, необходимый для их выбора, в связи с чем у него существовало юридическое право, а у уполномоченного органа - обязанность предоставить испрашиваемые земельные участки, тем самым, администрация г. Владивостока нарушила права и законные интересы предпринимателя на получение земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В ходе рассмотрения дела суд установил факт бездействия администрации г. Владивостока, не рассмотревшей заявления предпринимателя Мельникова О.Ю. от 25.11.2006 о продлении срока действия предварительного согласования места размещения объекта строительства, и что данное обстоятельство явилось следствием принятия оспариваемых постановлений, в которых указано на отсутствие прав третьих лиц на спорные земельные участки, тогда как об их предоставлении и просил предприниматель в своих обращениях от 22.10.2003 и 25.11.2006.
Кроме того, суд установил, что письмо Департамента от 02.12.2008 N 29/8-20-8270 об отказе в предварительном согласовании спорных земельных участков предприниматель получил лишь 12.03.2009.
С учетом изложенных обстоятельств доводы жалоб о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, нарушив нормы процессуального права, отклоняются, В этой же связи признается несостоятельным довод жалоб о пропуске предпринимателем срока для обжалования в суд допущенного бездействия.
Поскольку срок действия постановления о предварительном согласовании от 26.01.2004 N 179 истек 26.01.2007 в связи с допущенным администрацией г. Владивостока бездействием, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Мельникову О.Ю. не требовалось продление такого срока к моменту вынесения администрацией оспариваемых постановлений.
Поскольку доводы, приведенные заявителями кассационных жалоб, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А51-6442/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что ни учреждение, ни орган местного самоуправления либо его подразделения не обращались для получения сведений о правах третьих лиц на испрашиваемые учреждением земельные участки перед принятием оспариваемых постановлений, в то время как на тот момент права третьих лиц в действительности существовали, поскольку в соответствии с актом выбора площадки N 117/2003 от 30.04.2003 Мельников О.Ю. производил оформление прав на земельный участок под строительство.
При этом предприниматель в соответствии со статьей 31 ЗК РФ предоставил администрации г. Владивостока полный пакет документов в отношении спорных земельных участков, необходимый для их выбора, в связи с чем у него существовало юридическое право, а у уполномоченного органа - обязанность предоставить испрашиваемые земельные участки, тем самым, администрация г. Владивостока нарушила права и законные интересы предпринимателя на получение земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2010 г. N Ф03-2702/2010 по делу N А51-6442/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании