Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2010 г. N Ф03-8120/2010
по делу N А73-8265/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Юн А.В. - представитель по доверенности от 15.10.2009 N 851, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на решение от 12.08.2010 по делу N А73-8265/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 114297 руб. 39 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее - ООО "Логистика") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) о взыскании пеней за просрочку доставки груза в сумме 114297 руб. 39 коп. согласно статье 97 УЖТ РФ.
Решением арбитражного суда от 12.08.2010 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" (с учетом дополнений к ней) просит решение арбитражного суда от 12.08.2010 изменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель со ссылкой на пункт 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов), утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, указывает на то, что срок доставки груза должен быть увеличен на одни сутки, поскольку спорные вагоны следовали через Санкт-Петербургский узел, о чем имеется отметка в вагонных листах.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ООО "Логистика" явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, при этом о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя - ООО "Логистика" в вагонах NN 60238714, 55471080, 65147282, 52313830 принят для перевозки груз - трубы стальные сварные большого диаметра, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными NN ЭБ548402, ЭБ665512, в которых указано об истечении срока доставки груза - 09.10.2009 и 13.10.2009.
ООО "Логистика", ссылаясь на то, что спорные вагоны прибыли на станцию назначения, поданы под выгрузку 14.10.2009, что свидетельствует о просрочке доставки груза на 1 и 5 суток, обратилось к дороге с соответствующей претензией об уплате пеней за просрочку доставки груза.
Отклонение дорогой претензии послужило основанием для обращения ООО "Логистика" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы увеличиваются на 1 сутки (п. 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов).
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
При разрешении спора судом установлено, что спорные вагоны, отправленные 16.09.2009 и 20.09.2009 со станции Колпино по железнодорожным накладным NN ЭБ548402, ЭБ665512 в адрес грузополучателя - ООО "Логистика", прибыли на станцию назначения Дземги ДВЖД 14.10.2009.
Факт просрочки доставки груза в спорных вагонах подтверждается. Доказательств, подтверждающих отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза, в материалах дела не представлено.
Суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь указанными выше положениями УЖТ РФ, установив просрочку доставки груза, проверив расчет суммы пени за просрочку, обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пени в сумме 114297 руб. 39 коп.
При этом арбитражный суд правомерно отклонил доводы ответчика, аналогичные доводам кассационной жалобы, о применении пункт 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, поскольку в транспортных железнодорожных накладных отсутствуют отметки, подтверждающие факт следования спорных вагонов через Санкт-Петербургский узел.
Представленные дорогой вагонные листы не принимаются во внимание кассационным судом, поскольку в силу положений статей 65, 68 АПК РФ, а также п. 1.2, п. 1.3, п. 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 39 надлежащим доказательством факта перевозки груза являются оригиналы накладной, заполненные в соответствии с вышеназванными Правилами. Кроме того, данные вагонные листы не были предметом рассмотрения арбитражным судом первой инстанции.
Иных доказательств наличия оснований для увеличения срока доставки груза не представлено.
Оставляя без удовлетворения ходатайство ОАО "РЖД" о применении статьи 333 ГК РФ к спорным правоотношениям, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта наличия явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Нарушений судом норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.08.2010 по делу N А73-8265/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь указанными выше положениями УЖТ РФ, установив просрочку доставки груза, проверив расчет суммы пени за просрочку, обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пени в сумме 114297 руб. 39 коп.
При этом арбитражный суд правомерно отклонил доводы ответчика, аналогичные доводам кассационной жалобы, о применении пункт 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, поскольку в транспортных железнодорожных накладных отсутствуют отметки, подтверждающие факт следования спорных вагонов через Санкт-Петербургский узел.
Представленные дорогой вагонные листы не принимаются во внимание кассационным судом, поскольку в силу положений статей 65, 68 АПК РФ, а также п. 1.2, п. 1.3, п. 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 39 надлежащим доказательством факта перевозки груза являются оригиналы накладной, заполненные в соответствии с вышеназванными Правилами. Кроме того, данные вагонные листы не были предметом рассмотрения арбитражным судом первой инстанции.
...
Оставляя без удовлетворения ходатайство ОАО "РЖД" о применении статьи 333 ГК РФ к спорным правоотношениям, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта наличия явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2010 г. N Ф03-8120/2009 по делу N А73-8265/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании