Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 декабря 2010 г. N Ф03-8576/2010
по делу N А51-8916/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Федерального бюджетного учреждения - войсковой части 96145 - Кирсанова А.Н., представитель по доверенности от 29.07.2010 N22/ПБ НТО/99; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю - Киндюшенко А.С., представитель по доверенности от 19.11.2010 N3723; Чаптыкова М.И., представитель по доверенности от 22.11.2010 N3741;рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 96145 на решение от 30.06.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N А51-8916/2010 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Федерального бюджетного учреждения - войсковой части 96145 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 г.
Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 96145 (далее - заявитель, учреждение, ФБУ - войсковая часть 96145) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю) от 06.04.2010 N16/48 о назначении административного наказания по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N 05АП-4100/2010 в удовлетворении заявления ФБУ - войсковая часть 96145 отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях учреждения состава вмененного правонарушения.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актом апелляционной инстанции ФБУ - войсковая часть 96145 подала кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда, признать постановление Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 06.04.2010 N16/48 незаконным. В обоснование доводов жалобы учреждение сослалось на отсутствие в его действиях вмененного правонарушения, поскольку им приняты предусмотренные Правилами охраны природной среды в Военно-Морском флоте, утвержденными Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 12.12.1990 N 320 меры по оповещению начальника и оперативного дежурного об аварийном разливе нефтепродуктов. Кроме того, по мнению заявителя, учитывая полномочия административного органа, а также объем разлива нефтепродуктов, у него отсутствует обязанность по передаче данной информации. Также в кассационной жалобе указано на нарушение административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы кассационной жалобы в заседании кассационной инстанции поддержаны представителем учреждения, представители административного органа, ссылаясь на их несостоятельность, а также на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, не усматривает основания для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения рейдового оперативно - профилактического мероприятия 06.02.2010 на территории бухты Крашенинникова, Авачинской губы и прилегающих акваторий выявлено загрязнение льда и водной поверхности нефтепродуктами - химическими веществами на топливном пирсе 9 филиала Комплексной базы материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота.
Определением от 09.02.2010 N 1/1954-2010 Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю возбуждено производство по делу об административном правонарушении и назначено административное расследование, в ходе которого установлено, что при перекачке мазута 06.02.2010 с танкера "Бухта Славянка" на береговые емкости 9 филиала КБ МТО ТОФ, произошел разлив мазута, часть из которого вылилась в акваторию, о чем свидетельствуют следы на стенках пирса, а затем из пирса с отливом из проема в боковой части пирса вымыт в водное пространство акватории Авачинской бухты, т.е. произошло загрязнение ледяного покрова и открытого водного пространства нефтепродуктами. Ориентировочный объем разлива нефтепродуктов превысил нижний уровень разлива нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (1 тонна).
Установив неисполнение учреждением обязанности по информированию уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о розливе нефтепродуктов на водном объекте, квалифицировав допущенное нарушение в качестве административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, административный орган 24.03.2010 в отношении ФБУ - войсковая часть 96145 составил протокол N 1/1954-2010-3, а 06.04.2010 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, принял постановление N 16/48 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения ФБУ - войсковая часть 96145 в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из вышеуказанной нормы права следует, что событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ наступает, в том числе за несвоевременное сообщение экологической информации заинтересованным лицам (контролирующим органам), под которой понимается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В силу подпункта 3 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах.
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 (далее - Правила N 240).
Пунктом 4 Правил N 240 установлено, что организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часа - при разливе в акватории (пункт 7 Правил N 240).
Поскольку ФБУ - войсковая часть 96145 является пользователем водного объекта, осуществляет хранение нефтепродуктов, на него в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами возложена обязанность о немедленном оповещении о фактах разлива нефти и нефтепродуктов, причем исполнение указанной обязанности не ставиться в зависимость от объема разлива нефтепродуктов. Изложенное свидетельствует о наличии у заявителя признаков субъекта административной ответственности, предусмотренных статьей 8.5 КоАП РФ.
Факт неисполнения установленной указанной выше обязанности подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые оценены судами правильно.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судами установлено, что учреждение имело возможность сообщить сведения о состоявшейся аварии и разливе нефтепродуктов, однако им не были приняты все зависящие меры по соблюдению данной обязанности.
Таким образом, являются правильным вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Установленная Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 12.12.1990 N 320 "О введении в действие Правил охраны природной среды в Военно-Морском Флоте" (ПОПС-90) обязанность учреждения по оповещению о фактах разлива нефтепродуктов начальника по установленной схеме оповещения и оперативного дежурного флота, не отменяет обязанность данного юридического лица по оповещению об аварии уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Более того, указанный акт в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 нормативным правовым актом не является, в связи с чем, не устанавливает для неопределенного круга лиц обязательные для исполнения требования.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие обязанности по оповещению о разливе нефтепродуктов менее одной тонны, нормативно не обоснована, поэтому подлежит отклонению.
Доводы учреждения об отсутствии у административного органа соответствующих полномочий для вынесения оспариваемого постановления, о нарушении им требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оценивались апелляционным судом, получили надлежащую правовую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями.
Поскольку судами дана надлежащая правовая оценка существенным по делу обстоятельствам, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлены, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 30.06.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N А51-8916/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленная Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 12.12.1990 N 320 "О введении в действие Правил охраны природной среды в Военно-Морском Флоте" (ПОПС-90) обязанность учреждения по оповещению о фактах разлива нефтепродуктов начальника по установленной схеме оповещения и оперативного дежурного флота, не отменяет обязанность данного юридического лица по оповещению об аварии уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Более того, указанный акт в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 нормативным правовым актом не является, в связи с чем, не устанавливает для неопределенного круга лиц обязательные для исполнения требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2010 г. N Ф03-8576/2010 по делу N А51-8916/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании