Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Форест" на решение от 02.08.2010 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А73-6850/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Форест" к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании незаконными и отмене постановлений от 28.05.2010 N N 5/55-10, 5/60-10.
Резолютивная часть постановления от 09 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Форест" (далее - ООО "Альфа-Форест", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управления лесами Правительства, административный орган) от 28.05.2010 NN 5/55-10, 5/60-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано, со ссылкой на наличие в действиях общества признаков составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "Альфа-Форест", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем считает решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не может быть привлечено дважды к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, отдельные элементы объективной стороны одного правонарушения не могут образовывать самостоятельные административные правонарушения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления лесами Правительства Хабаровского края проведена проверка соблюдения ООО "Альфа-Форест" природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности данного общества выявлены нарушения закона, зафиксированные в акте проверки от 21.04.2010.
27.04.2010 Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и материалы административных проверок переданы для рассмотрения и принятия решения в Управление лесами Правительства Хабаровского края.
28.05.2010 Управление лесами, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем извещении, вынесло постановление N 5/60-10 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение пункта 52 "Правил заготовки древесины", назначив штраф в размере 10000 руб.
28.05.2010 административным органом также вынесено постановление N 5/55-10 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение подпункта "б" пункта 8 "Правил заготовки древесины" и подпункта "е" пункта 39 "Правил санитарной безопасности в лесах" с назначением штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет привлечение юридического лица к административной ответственности в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 52 "Правил заготовки древесины", утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Подпункт "б" пункта 8 "Правил заготовки древесины" запрещает, в том числе, захламление леса промышленными и иными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Подпунктом "е" пункта 39 "Правил санитарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела акты проверки от 21.04.2010, объяснения представителей общества, и установив, что разработка деляны N 1 квартала N 448 Харпинского участкового лесничества Амгуньского лесничества производилась ООО "Альфа-Форест" с нарушением требований технологической карты разработки лесосеки, территория склада расположенного в выделе 2 квартала N 449 Харпинского участкового лесничества Амгуньского лесничества, захламлена бытовыми и промышленными отходами, сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя кассационной жалобы о совершении обществом одного правонарушения: нарушение "Правил заготовки древесины", опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.04.2010 установлено нарушение обществом требований подпункта "б" пункта 8 "Правил заготовки древесины", согласно которому при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами.
Вторым постановлением о возбуждении дела об административных правонарушениях от 27.04.2010 установлено нарушение обществом пункта 52 Правил заготовки древесины, согласно которому организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Оба нарушения, вменяемые обществу, допущены при использовании им леса в квартале 448 деляна 1 выдел 4, 13, 12, 14 Харпинского участкового лесничества филиал Солнечное лесничество КГУ "Амгуньское лесничество".
Между тем, данное обстоятельство не свидетельствует о совершении обществом одного действия (бездействия), образующего состав правонарушения, поскольку объективная сторона совершенных правонарушений различна.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Подпунктом "е" пункта 39 "Правил санитарной безопасности в лесах" установлено, что при использовании лесов не допускается, в том числе, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Такой же запрет содержит и пункт 8 "Правил заготовки древесины", нарушение которого установлено постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.04.2010.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности и по статье 8.25 и по статье 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило совершение одного деяния. Событие этого правонарушения отражено в постановлении о возбуждении дела от 27.04.2010.
При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности от 28.05.2010 N 5/55-10 административным органом соблюдены требования статьи 29.10 и части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением лесами Правительства Хабаровского края учтены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также наказание назначено в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание лицу, совершившему одно действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более составами.
Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 10000 руб. Более строгое наказание предусмотрено частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкцию по которой и применил административный орган.
При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о вменении обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с нарушением установленной законодательством процедуры привлечения к административной ответственности, не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Учитывая, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 02.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А73-6850/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности и по статье 8.25 и по статье 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило совершение одного деяния. Событие этого правонарушения отражено в постановлении о возбуждении дела от 27.04.2010.
При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности от 28.05.2010 N 5/55-10 административным органом соблюдены требования статьи 29.10 и части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 10000 руб. Более строгое наказание предусмотрено частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкцию по которой и применил административный орган.
При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о вменении обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с нарушением установленной законодательством процедуры привлечения к административной ответственности, не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2010 г. N Ф03-8635/2010 по делу N А73-6850/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании