Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ "Долинский" на решение от 23.09.2010 по делу N А59-3051/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению администрации муниципального образования городской округ "Долинский" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям об оспаривании постановления от 08.07.2010 N 15.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2010 N 15 по делу об административном правонарушении, которым Муниципальное образование городской округ "Долинский" привлечено к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 23.09.2010 в удовлетворении требования отказано.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным установлением фактических обстоятельств рассматриваемого дела. В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на отсутствие у последнего признаков субъекта вмененного правонарушения, неправильную квалификацию выявленного нарушения, существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в использовании доказательства (акта обследования) полученного с нарушением статьи 26.2 КоАП РФ, также указано на нарушение административным органом статьи 27.10 КоАП РФ.
Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" и Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям о времени и месте судебного разбирательства уведомлены своевременно и в надлежащей форме, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, не усматривает основания для отмены судебного акта.
Как установлено судом на основании приказа от 20.04.2010 N 12/ПС исполняющего обязанности Управления Россельзхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям в период с 02.06.2010 по 18.06.2010 проведена проверка исполнения действующего законодательства на земельных участках сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования городской округ "Долинский".
В ходе проверки выявлен факт размещения непригодных пестицидов на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 0,01 га, принадлежащем муниципальному образованию городской округ "Долинский", расположенном в 1 км. севернее с. Октябрьское Долинского района Сахалинской области относительно ориентира пересечения автодороги по ул. Октябрьская и ул. Трудовая в границах существующей мелиоративной системы. Склад для хранения пестицидов разрушен, металлическая емкость для их хранения деформирована, нарушена ее целостность, упаковочная тара (мешки) в ветхом состоянии, нарушена их целостность. Также установлено попадание пестицидов в почву, что повлекло образование однородной смеси со специфическим запахом химических веществ.
Выявив факт ненадлежащего хранения пестицидов на землях муниципального образования, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", административным органом 24.06.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 18.
08.07.2010 постановлением N 15 муниципальное образование городской округ "Долинский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Суд первой инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности административным органом состава вмененного муниципальному образованию правонарушения.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 8.3 КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды, установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Пунктом 3.1 "Гигиенических требований к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01", утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 08.11.2001, хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах).
Хозяйствующие субъекты, занятые в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, обязаны обеспечить: соблюдение установленных регламентов и условий хранения, транспортировки, реализации и применения указанных средств. Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми. После их сбора для последующего обезвреживания загрязненную площадку обрабатывают соответствующими средствами (пункты 2.6, 5.1, 5.15 "Гигиенических требований к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду, что в нормах СанПиНа 1.2.1077-01 отсутствует пункт 5.15.
Материалы дела свидетельствуют о ненадлежащем хранении пестицидов на земельном участке муниципального образования городской округ "Долинский", принадлежавших ликвидированному в связи с банкротством кооперативу "Долинский". Суд, установив признаки позволяющие отнести пестициды к бесхозяйным, на основании правильной оценки имеющихся в деле доказательств: определения Арбитражного суда Сахалинской области от 16.10.2009, акта инвентаризации склада ядохимикатов от 01.01.1999, отчета о движении ядохимикатов за 2002 год, акта комиссионного обследования от 02.06.2010, обоснованно пришел к выводу о совершении муниципальным образованием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 КоАП РФ, а также о доказанности вины во вмененном нарушении.
В этой связи доводы кассационной жалобы о наличии фактически признаков административного правонарушения, объективную сторону которого составляют действия (бездействие) в виде нанесения вреда окружающей среде, непроведения мероприятий по охране окружающей среде, сбору мусора, вывозу, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов подлежат отклонению, поскольку административным органом в пределах предоставленных ему полномочий выявлены признаки специального состава административного правонарушения, и дана надлежащая правовая квалификация бездействию заявителя.
Ссылаясь на отсутствие у муниципального образования признаков субъекта вмененного правонарушения, администрация не учла следующее.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Поскольку муниципальное образование является собственником земельного участка, на котором размещены бесхозяйные пестициды, хранение пестицидов осуществляется с нарушением установленных санитарных правил, заявитель является надлежащим субъектом ответственности, установленной статьей 8.3 КоАП РФ.
Факт отсутствия сведений о классе опасности обнаруженных пестицидов правового значения для квалификации правонарушения по статье 8.3 КоАП РФ не имеет.
Выявленные процессуальные нарушения: не составление в порядке, предусмотренном статьей 27.10 КоАП РФ, протокола взятия проб и образцов; имеющиеся в акте от 02.06.2010 дописки, не изменяющие существа выявленного правонарушения, не могут быть признаны существенными, влекущими признания постановления административного органа незаконным. Факт совершения правонарушения в виде нарушения правил хранения пестицидов подтверждается совокупностью представленных управлением доказательств.
Принимая во внимание, что выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.09.2010 по делу N А59-3051/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Поскольку муниципальное образование является собственником земельного участка, на котором размещены бесхозяйные пестициды, хранение пестицидов осуществляется с нарушением установленных санитарных правил, заявитель является надлежащим субъектом ответственности, установленной статьей 8.3 КоАП РФ.
Факт отсутствия сведений о классе опасности обнаруженных пестицидов правового значения для квалификации правонарушения по статье 8.3 КоАП РФ не имеет.
Выявленные процессуальные нарушения: не составление в порядке, предусмотренном статьей 27.10 КоАП РФ, протокола взятия проб и образцов; имеющиеся в акте от 02.06.2010 дописки, не изменяющие существа выявленного правонарушения, не могут быть признаны существенными, влекущими признания постановления административного органа незаконным. Факт совершения правонарушения в виде нарушения правил хранения пестицидов подтверждается совокупностью представленных управлением доказательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8771/2010 по делу N А59-3051/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании