Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 23.09.2010 по делу N А04-3263/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" к администрации г.Благовещенска, третьи лица: открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы", Государственная инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Благовещенска, о признании недействительным отказа в выборе земельного участка для строительства.
Резолютивная часть постановления от 14 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными отказа администрации г.Благовещенска (далее - администрация) от 23.04.2010 N 555/19 в размещении гаражей в квартале N 45, принятого по результатам рассмотрения заявлений общества от 16.03.2010 NN 3649з, 3650з; о восстановлении нарушенного права заявителя путем возложения на администрацию обязанности по предоставлению земельных участков для строительства гаражей в квартале N 45 по указанным выше заявлениям с указанием срока и условий предоставления (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" и Государственная инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Благовещенска.
В обоснование заявленных требований обществом указано на нарушение администрацией установленного земельным законодательством порядка обеспечения выбора земельных участков и необоснованности причин, указанных в отказе в качестве объективных препятствий для размещения объектов строительства на запрашиваемых земельных участках.
Решением суда от 23.09.2010 заявленные требованиz удовлетворены, отказ администрации в выборе земельного участка, изложенный в письме от 23.04.2010 N 555/19 признан незаконным как несоответствующий нормам Земельного кодекса РФ, суд обязал администрацию: в месячный срок с момента принятия решения с участием ООО "Амурская финансовая компания" обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлениях общества от 16.03.2010 NN 3649з, 3650з; провести процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельных участков оформить актами о выборе земельного участка для строительства; акты выбора вручить ООО "Амурская финансовая компания"; и сообщить арбитражному суду об исполнении решения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить указанное решение суда первой инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неправильном применении судом норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Заявитель жалобы указывает на отсутствие надлежащей оценки судом всех имеющихся в деле доказательств. По его мнению, запрашиваемые обществом земельные участки входят в придомовую территорию многоквартирного жилого дома, поэтому администрация в данном случае не вправе распоряжаться спорными земельными участками. Кроме того, администрация не согласна с указанием судом месячного срока в течение которого необходимо исполнить судебный акт, принятый по настоящему делу.
ООО "Амурская финансовая компания" в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит обжалуемое решение оставить в силе. При этом общество заявило о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения от 23.09.2010, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что принятый по делу судебный акт подлежит изменению.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, 16.03.2010 ООО "Амурская финансовая компания" обратилось в администрацию г.Благовещенска с заявлениями N 3649з и N 3650з об оформлении актов выбора земельных участков размерами 40х8,5м и 20х7,5м, расположенных в г.Благовещенске, квартал 45, для строительства гаражей и предоставлении указанных участков в долгосрочную аренду.
По результатам рассмотрения указанных заявлений администрация направила в адрес общества письмо от 23.04.2010 N 555/19, в котором сообщила об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора в отношении земельных участков для размещения гаражей в квартале N 45 и сослалась на наличие обстоятельств, препятствующих, по ее мнению, размещению объектов строительства на запрашиваемых земельных участках.
В качестве таких обстоятельств администрация указала на то, что земельные участки входят в границы территории, на которую разработан проект межевания территории квартала N45, в связи с чем выбор земельных участков прекращен на основании пункта 3.1 статьи 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (в ред. от 28.01.2010); земельный участок, на котором планируется строительство гаражей, предназначен для обслуживания и эксплуатации жилого дома; существует запрет установки гаражей на благоустроенных автостоянках в соответствии с положениями СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; а также на то, что по спорным участкам проложены подземные кабельные линии электропередач.
Считая отказ администрации в выборе земельных участков несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 1.2 Регламента, утвержденного постановлением мэра г.Благовещенска от 16.03.2009 N 422 "Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска", действовавшего на момент обращения предпринимателя с заявлениями о выборе земельных участков, установлено, что процедура выбора земельных участков не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок.
Установив значимые для дела фактические обстоятельства и дав соответствующую статье 71 АПК РФ оценку представленным сторонами доказательствам, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае в лице администрации, обязанности по обеспечению выбора испрашиваемых земельных участков посредством определения вариантов размещения объекта.
При этом суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, указал на недоказанность администрацией тех обстоятельств, на которые она сослалась в обоснование оспариваемого отказа. Напротив, суд пришел к выводу о несоблюдении администрацией установленного законом порядка выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта.
Так, арбитражным судом правомерно отклонены доводы администрации о невозможности предоставления земельных участков обществу ввиду того, что они расположены на придомовой территории и по ним проложены подземные кабельные линии электропередач, так как надлежащих доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, администрация вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ суду не представила. Ссылка администрации на пункт 3.1 статьи 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска и положения СНиП 2.07.01-89* судом обоснованно не принята во внимание, поскольку она не имеет правового значения и не влияет на решение вопроса о соблюдении администрацией установленной законом процедуры и порядка выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности оспариваемого отказа администрации в обеспечении обществу выбора земельных участков.
Однако, удовлетворяя заявленные требования и обязывая администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения процедуры выбора земельного участка, оформления и выдачи обществу актов выбора земельных участков, арбитражным судом не учтены следующие обстоятельства.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). При этом такое информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Вышеизложенное толкование норм земельного законодательства согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до публичного информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица. Данный вопрос уполномоченным органом не решен в установленном порядке, при рассмотрении заявлений ООО "Амурская финансовая компания", так же как администрацией не доводилась до населения информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
С учетом вышеизложенного, указание в резолютивной части судебного акта в части возложения на администрацию обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов ООО "Амурская финансовая компания" путем совершения конкретных действий по выбору земельных участков является преждевременным, поэтому подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.09.2010 по делу N А04-3263/2010 Арбитражного суда Амурской области в части возложения на Администрацию обязанностей в месячный срок с момента принятия решения с участием ООО "Амурская финансовая компания" обеспечить выбор земельных участков на основе государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлениях ООО "Амурская финансовая компания" от 16.03.2010 NN 3649з, 3650з, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также оформления результатов выбора земельных участков актом о выборе земельного участка для строительства, вручения ООО "Амурская финансовая компания" актов выбора, и необходимости сообщения арбитражному суду об исполнении решения, изменить.
Обязать администрацию г.Благовещенска в установленный законом срок рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью ООО "Амурская финансовая компания" от 16.03.2010 NN 3649з, 3650з в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
...
Процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). При этом такое информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
...
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8860/2010 по делу N А04-3263/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании