Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Цевелева Н.Н. - представитель по доверенности от 06.08.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Белогорская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 23.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-1123/2010 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного учреждения "Белогорская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации к открытому акционерному обществу "Управление торговли Дальневосточного военного округа" о признании договора заключенным, взыскании 59192 руб. 69 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Федеральное государственное учреждение "Белогорская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ (далее - ФГУ "Белогорская КЭЧ района") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Обособленному подразделению N 101 открытого акционерного общества "Управление торговли Дальневосточного военного округа" (далее - ОАО "Управление торговли ДВО") о признании договора теплоснабжения от 01.01.2010 заключенным, о взыскании стоимости потребленной тепловой энергии в сумме 52156 руб. 45 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 23.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГУ "Белогорская КЭЧ района" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на то, что разногласия по представленному истцом проекту договора ответчиком поданы с опозданием, факт пользования отпущенной тепловой энергии, в том числе по объектам - чайные не оспаривается ответчиком, а правовых оснований для безвозмездного оказания коммунальных услуг квартирно-эксплуатационной службой для спорных объектов не имеется ввиду изменения нормативных правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании кассационной инстанции, ОАО "Управление торговли ДВО" против ее доводов возражало, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
До судебного разбирательства от ФГУ "Белогорская КЭЧ района" поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. При этом истец настаивал на своих доводах, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, ФГУ "Белогорская КЭЧ района" направило в адрес ОАО "Управление торговли ДВО" проект договора теплоснабжения от 01.01.2010 N 21.
ОАО "Управление торговли ДВО" проект договора рассмотрен и оформлен с протоколом разногласий, в котором ответчик исключил из объема поставляемой теплоэнергии ряд объектов, а именно чайные NN 1, 2, 3. Кроме того, у сторон возникли разногласия по количеству потребляемой тепловой энергии в помещении магазина N 22 с.Томичи.
Истцом в адрес ответчика выставлена счет-фактура от 22.01.2010 N 13 за потребленную теплоэнергию на общую сумму 100089 руб. 46 коп., которая оплачена последним частично (40896 руб. 77 коп.).
09.02.2010 истец направил ОАО "Управление торговли ДВО" претензию N 398 с требованием оплатить задолженность по выставленному счету-фактуре, при этом указав, что срок рассмотрения договора от 01.01.2010 N 21 истек 15.01.2010, он считается заключенным на общих условиях гражданского законодательства.
Неоплата ОАО "Управление торговли ДВО" оставшейся суммы задолженности послужила основанием для обращения ФГУ "Белогорская КЭЧ района" в арбитражный суд с настоящим иском.
Как усматривается из протокола судебного заседания от 17.06.2010 и отражено в судебном решении от 23.06.2010, разногласия по количеству потребляемой тепловой энергии в помещении магазина N 22 с.Томичи урегулированы сторонами и спора в отношении данной части требований не имеется. Так, судом первой инстанции установлено, что оплата потребленной тепловой энергии данного помещения производилась за 1554,7 куб.м, в то время как по представленному ответчиком в судебном заседании техническому паспорту занимаемого помещения в здании объем по наружному обмеру составляет 1187 куб.м. Истец согласился с расчетами ответчика по магазину.
Разрешая спор в части признания договора от 01.01.2010 заключенным, а также о взыскании стоимости потребленной теплоэнергии объектами - чайные NN 1, 2, 3, судебные инстанции исходили из следующего.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании договора от 01.01.2010 N 21 заключенным, суды, руководствуясь статьями 432, 545 ГК РФ, учитывая разъяснения, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", указали на незаключенность спорного договора, поскольку в договоре не согласован объем поставляемой тепловой энергии, являющийся существенным условием для заключения данного рода договоров.
Проверяя обоснованность требования ФГУ "Белогорская КЭЧ района" о взыскании суммы задолженности за отопление объектов - чайные, суды приняли во внимание, что постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 983 признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 31.07.1998 N 873 "О создании единой системы военной торговли", от 23.10.2001 N 740 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 873" (на основании которых утвержден перечень создаваемых на праве оперативного управления государственных унитарных предприятий, входящих в единую систему военной торговли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, вошедших в единую систему военной торговли), а также фактически прекратил действие Приказ Министра обороны РФ от 13.12.2001 N 504.
Между тем, суды правомерно сослались на действующий Приказ начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ от 15.01.2001 N 5 "Об утверждении Положения о солдатских, матросских и курсантских чайных", которым определены порядок деятельности названных объектов, а также способ оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых чайными.
Согласно данному Приказу чайные являются подразделениями предприятий военной торговли по организации питания и отдыха личного состава. Воинская часть за счет своих сил и средств предоставляет предприятию военной торговли для содержания чайной помещения (с освещением и отоплением), коммунальные услуги, электроэнергию, производит капитальный и текущий ремонт ее помещений и оборудования, осуществляет технический надзор и ремонт осветительных и силовых электрических сетей, систем отопления, водоснабжения, канализации и других коммунальных устройств, осуществляет подвоз товаров и охрану чайной.
Спорные объекты являются предприятиями общественного питания, находятся на территории военного городка, обеспечивают питанием в солдатских чайных военнослужащих военного городка.
Учитывая, что после реорганизации ответчика в открытое акционерное общество его задачи и функции деятельности не изменены, в силу Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" приоритетным направлением его деятельности является торговое обслуживание и организация питания в интересах Вооруженных Сил РФ, исходя из Приказа заместителя Министра обороны РФ от 23.04.2003 N 72 общество не отнесено к сторонним потребителям, суды не усмотрели правовых оснований для взыскания с данной организации стоимости коммунального ресурса, потребляемого чайными воинских частей, обеспечивающими общественное питание в военном городке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-1123/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя обоснованность требования ФГУ "Белогорская КЭЧ района" о взыскании суммы задолженности за отопление объектов - чайные, суды приняли во внимание, что постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 983 признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 31.07.1998 N 873 "О создании единой системы военной торговли", от 23.10.2001 N 740 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 873" (на основании которых утвержден перечень создаваемых на праве оперативного управления государственных унитарных предприятий, входящих в единую систему военной торговли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, вошедших в единую систему военной торговли), а также фактически прекратил действие Приказ Министра обороны РФ от 13.12.2001 N 504.
...
Учитывая, что после реорганизации ответчика в открытое акционерное общество его задачи и функции деятельности не изменены, в силу Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" приоритетным направлением его деятельности является торговое обслуживание и организация питания в интересах Вооруженных Сил РФ, исходя из Приказа заместителя Министра обороны РФ от 23.04.2003 N 72 общество не отнесено к сторонним потребителям, суды не усмотрели правовых оснований для взыскания с данной организации стоимости коммунального ресурса, потребляемого чайными воинских частей, обеспечивающими общественное питание в военном городке."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8959/2010 по делу N А04-1123/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании