Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 17.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-1866/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации г.Благовещенска, третье лицо: открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы", о признании недействительными отказов в выборе земельного участка для строительства.
Резолютивная часть постановления от 13 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска (далее - администрация) в выборе земельного участка для строительства, изложенного в письме от 02.03.2010 N 284/19, принятого ответчиком при повторном рассмотрении заявления от 07.05.2009 N 3761з, а также о возложении на администрацию обязанностей по восстановлению нарушенных прав заявителя путем оформления актов выбора земельного участка во всех возможных вариантах выбора и направлению этих актов на согласование соответствующего органа в месячный срок с момента принятия судом решения. Данное заявление предпринимателя определением от 28.04.2010 принято к производству арбитражного суда с присвоением делу N А04-1866/2010.
Далее, предприниматель обратился в тот же арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации в выборе земельного участка для строительства, изложенного в письме от 02.03.2010 N 284/19, принятого ответчиком при повторном рассмотрении заявления от 07.05.2009 N 3762з, и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. Указанное заявление определением от 04.05.2010 принято судом к производству с присвоением делу N А04-1891/2010.
Определением от 09.06.2010 арбитражный суд на основании статьи 130 АПК РФ, установив, что названые дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, и в них участвуют одни и те же лица, объединил данные дела в одно производство, присвоив делу N А04-1866/2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы".
Требования предпринимателя обоснованы тем, что администрация повторно рассматривая его заявления о выборе земельных участков с целью размещения и строительства гаражей боксового типа, вновь нарушила требования Земельного и Гражданского кодексов РФ и не исполнила вступившие в законную силу решения арбитражного суда, которыми первоначальные отказы администрации по тем же основаниям уже признавались незаконными.
Решением суда от 17.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010, заявленные требования предпринимателя удовлетворены, отказ администрации в выборе земельного участка для строительства, изложенный в письме от 02.03.2010 N 284/19 при повторном рассмотрении заявлений от 07.05.2009 NN 3761з, 3162з признан незаконным как несоответствующий Земельному кодексу РФ, на администрацию возложены обязанности: в месячный срок с момента принятия решения с участием предпринимателя Архипова Э.А. обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных, и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлениях предпринимателя от 07.05.2009 NN 3761з, 3762з; провести процедуры согласования, в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; а также оформить результаты выбора земельных участков актом о выборе земельного участка для строительства, и вручить предпринимателю Архипову Э.А. акты выбора; сообщить арбитражному суду об исполнении решения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить указанные решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов относительно незаконности действий (бездействия) комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов и ее решений, принятых в результате рассмотрения заявлений предпринимателя. Считает данные выводы несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и противоречащими представленным администрацией доказательствам. Полагает, что администрацией совершены все предусмотренные Земельным кодексом РФ действия по определению вариантов размещения объектов строительства и выбору земельных участков, поэтому у арбитражных судов отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Предприниматель Архипов Э.А. и ОАО "Амурские коммунальные системы" отзывы на кассационную жалобу не направили.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат изменению.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, 07.05.2009 предприниматель Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлениями NN 3761з и N 3762з, в которых просил оформить акты выбора земельных участков размерами 32х15м и 18х8м, расположенных в г.Благовещенске, в районе ул.Амурская, 167, квартал N48, для целей строительства гаражей боксового типа, а также согласовать места размещения данных объектов строительства и предоставить ему указанные участки в долгосрочную аренду.
Администрация письмами от 23.07.2009 N 01-19/4041 и от 29.07.2009 N 01-19/3478, как и Министерство имущественных отношений Амурской области письмами от 30.07.2009 N 14-35/6251, от 21.07.2009 N 14-35/5884 в выборе земельных участков предпринимателю отказали.
Указанные отказы признаны недействительными вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Амурской области от 13.10.2009 по делу N А04-6267/2009 и от 20.10.2009 по делу N А04-6276/2009. При этом арбитражный суд обязал администрацию повторно рассмотреть вопрос выбора земельных участков по указанным заявлениям предпринимателя.
Вновь рассмотрев обращение предпринимателя, администрация письмом от 02.03.2010 N 284/19 отказала в выборе земельных участков, сославшись на то, что по ним проложены подземные кабельные линии электропередач. Кроме того, в качестве основания для отказа указано на нахождение запрашиваемых земельных участков в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке проекта межевания в составе документации по планировке территории, в связи с чем размещение объектов капитального строительства на запрашиваемых земельных участках невозможно в соответствии с пунктом 3.1 статьи 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (в ред. от 28.01.2010).
Повторный отказ администрации в выборе земельных участков послужил основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 1.2 Регламента, утвержденного постановлением мэра г.Благовещенска от 16.03.2009 N422 "Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска", действовавшего на момент обращения предпринимателя с заявлениями о выборе земельных участков, установлено, что процедура выбора земельных участков не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок.
Установив значимые для дела фактические обстоятельства и дав соответствующую статье 71 АПК РФ оценку представленным сторонами доказательствам, арбитражные суды сделали обоснованный вывод о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае в лице администрации, обязанности по обеспечению выбора испрашиваемых земельных участков посредством определения вариантов размещения объекта.
При этом суды обеих инстанций сочли недоказанным факт наличия предусмотренных вышеназванными нормами земельного законодательства оснований для отказа предпринимателю в выборе земельных участков, в том числе проведение работ по подготовке проекта межевания территории в рамках подготовки проекта планировки территории. Напротив, суды указали на допущенные администрацией нарушения установленного законом порядка выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта.
Также судами правомерно отклонен довод администрации о невозможности предоставления земельного участка предпринимателю ввиду того, что по запрашиваемым участкам проложены подземные кабельные линии электропередач, так как надлежащих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, администрация вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представила. Более того, суды признали, что указанное обстоятельство само по себе не влияет на решение вопроса о соблюдении администрацией установленной законом процедуры и порядка выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о незаконности оспариваемого отказа администрации в обеспечении предпринимателю Архипову Э.А. выбора земельных участков.
Однако, удовлетворяя заявленные требования и обязывая администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения процедуры выбора земельного участка, оформления и выдачи предпринимателю актов выбора земельных участков, арбитражные суды обеих инстанций не учли следующее.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). При этом такое информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Вышеизложенное толкование норм земельного законодательства согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до публичного информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица. Данный вопрос уполномоченным органом не решен в установленном порядке, при рассмотрении заявлений предпринимателя Архипова Э.А., так же как администрацией не доводилась до населения информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
С учетом вышеизложенного, указание в резолютивной части судебного акта в части возложения на администрацию обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов предпринимателя Архипова Э.А. путем совершения конкретных действий по выбору земельных участков является преждевременным, поэтому подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-1866/2010 Арбитражного суда Амурской области в части возложения на Администрацию г.Благовещенска обязанностей в месячный срок с момента принятия решения с участием Архипова Эдуарда Александровича обеспечить выбор земельных участков на основе государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлениях ИП Архипова Э.А. от 07.05.2009 NN 3761з, 3762з, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также оформления результатов выбора земельных участков актом о выборе земельного участка для строительства, вручения ИП Архипову Эдуарду Александровичу актов выбора, и необходимости сообщения арбитражному суду об исполнении решения, изменить.
Обязать администрацию г.Благовещенска в установленный законом срок рассмотреть заявления индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. от 07.05.2009 NN 3761з, 3762з в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
...
Процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). При этом такое информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
...
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2010 г. N Ф03-8967/2010 по делу N А04-1866/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании